Семья и дошкольная образовательная организация составляют целостную социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей. В соответствии с положениями ФГОС дошкольного образования взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников должно строиться на доверительной основе, на условиях включения семей в образовательную деятельность с детьми в детском саду и дома. Педагогический коллектив создает условия для участия родителей в государственно-общественном управлении дошкольной образовательной организацией, заботится об открытости информационного пространства в интересах детей и родителей, согласовывает с родителями возможность участия детей в психологической диагностике.
Эффективность форм взаимодействия ДОО и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от потребностей семьи, возможностей ДОО, региональных, социально-экономических, психологических условий.
Педагоги ДОО обязательно знакомят родителей (законных представителей) с адаптированной образовательной программой.
При разработке данного раздела необходимо:
- создавать условия, способствующие формированию субъектной позиции родителей в образовании своего ребенка;
- учитывать особенности взаимодействия с родителями детей различных категорий детей с ОВЗ и с семьями разного социального статуса;
- способствовать реализации непрерывности и преемственности взаимодействия педагогов детского сада, школы и родителей.
Примерный алгоритм разработки раздела «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
- Определить возрастные периоды и особые образовательные потребности детей с ОВЗ, с родителями которых планируете взаимодействовать.
- Выделить проблему, которую необходимо решать. Причины этой проблемы. Перевести проблему в цель, причины - в задачи.
- Написать пояснительную записку: цель, задачи, ценностные ориентиры (относительно деятельности участников взаимодействия в процессе воспитания детей конкретной возрастной ступени и конкретной категории детей с ОВЗ); принципы, на которых будет выстраиваться деятельность педагогов и родителей, направления взаимодействия, формы.
- Разработать модель взаимодействия.
- Составить аннотированный список источников для педагогов и родителей.
Принципы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ:
- Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
- Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
- Открытость по отношению к семье воспитанника.
- Индивидуальный подход – учёт социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
- Сотрудничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
- Обратная связь. Для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания и образования ребенка.