Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности С миром природы

Дерябо С Д., Ясвин ВА.

(Из кн. "Экологическая педагогика и психология")

философской точки зрения вселенная состоит из Природы и Души", — писал Ралф Эмерсон. Но как же взаимодействуют Приро­да и Душа?

Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в на­уке выработалась устойчивая парадигма: "природа как окружающая среда". Психологи достаточно подробно изучали взаимодействие че­ловека с окружающей его средой (в том числе и с природной). Суще­ствует даже целое направление — психология окружающей среды.

Но природа это не только безликая "окружающая среда", которая. наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершен-

О.С. Газман имеет в виду Декларацию прав человека. Декларация прав ребенка принята в 1959 году.

но конкретные луг, лес, дерево около дома, любимая собака, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай на кухне... И взаимодейст­вие с ними кардинально отличается от взаимодействия с природой как обобщенной и, вследствие этого, обезличенной "окружающей средой". До возникновения экологической психологии это взаимо­действие практически не становилось специальным предметом психо­логических исследований.

Природа как окружающая среда достаточно полно представлена в

современном экологическом образовании. Но, кроме этого, в нем свое место должен найти и "мир природы" как совокупность кон­кретных природных объектов, взятых в их единстве и неповтори­мости.

Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Какие же функции оно может осуще­ствлять?

1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными

и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной

системы, психики в целом.

Экспериментально измерялось давление крови у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и когда играли, возились, бесе­довали со своими любимцами (что должно было в принципе повы­шать давление). Но во втором случае давление всегда оказывалось

ниже, хотя возня бывала иногда довольно бурной.

Кроме того, наблюдалась группа из 92 человек, перенесших ин­фаркт, 53 из них держали дома животных, у 39 с похожими клиничес­кими случаями, возрастными, социальными и личностными парамет­рами таких любимцев не было. За год наблюдений из первой группы умерли 3 пациента, из второй — 11, соответственно 6 и 28%1.

В докладах на 1-м Международном симпозиуме по взаимоотноше­ниям между человеком и животными (США, 1982 г.) отмечалось, что даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок яв­ляется эффективным средством для успокаивания нервной системы, снятия стресса, нормализации давления крови, преодоления синдрома навязчивых состояний, борьбы с бессонницей и т.д. В аптеках Нью-Йорка продаются видеокассеты с "аквариумными сюжетами", кото­рые используются в больницах, в приемных зубных врачей.

2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с жи­вотными может существенным образом способствовать гармониза­ции их межличностных отношений.

С помощью методики "Кинетический рисунок семьи" изучалось

влияние домашних животных на восприятие ребенком психологичес­кого климата в семье. Эта методика позволяет диагностировать пять симптомокомплексов: 1) "благоприятная семейная ситуация"; 2) "кон-фликтность"; 3) "тревожность"; 4) "чувство неполноценности";

5) "враждебность".

В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т.д.), и в семьях, где

 

^ Исследование проведено американским врачом А. Кэтчером.

животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех протестированных подростков воспринимают семейную обста­новку как благоприятную, в то же время практически все их сверст­ники (98%) из второй группы — как неблагоприятную.

Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показа­телями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ни­же, чем в семьях, где животных не содержат!.

Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда рекомендуют завести, например, собаку. У супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, по­является возможность общаться друг с другом по поводу своего пи­томца. Такая совместная деятельность начинает определять их меж­личностные отношения: постепенно от разговоров о собаке они пе­реходят к разговорам о самих себе2.

3. Реабилитационная функция. Контакты с животными и растени­ями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психоло­гической, так и социальной ее реабилитации.

Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду де-привации3. Исследование, в котором принимали участие около 500 подростков из благополучных семей, находящихся в исправитель­ных заведениях и психиатрических лечебницах, показало, что среди школьников 29% называют свое любимое животное "единственным существом, которое можно любить". В то же время среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47%, а среди пациентов психиатрических больниц — 61%! Двум из трех подростков с психи­ческими отклонениями животные дают то, что им не могут дать люди4.

Большую роль взаимодействие с миром природы играет в школах-интернатах для детей, лишенных родителей. В этом отношении очень показателен такой эпизод. Один из воспитанников, имеющий "бога­тое" криминальное прошлое, уговаривал на побег другого (не столь "бывалого"), расписывая при этом все прелести свободной воровской жизни. Однако 14-летний Борис П. на побег не согласился, ответив:

"Нет, не могу! Здесь зоокружок, здесь мои животные. Как же я без них..."

Во взаимодействии с любимым животным (а в отдельных случаях и с растениями) депривированный ребенок получает соответствующий

• Исследование проведено на десятилетних подростках (84 человека) латвийским психологом Е.В. Антоновой.

~ Исследование проведено на 20 семьях американским психотерапевтом Э. Кейн.

^ Депривация (от англ. deprivation — лишение) — лишение человека возможности установить или поддерживать жизненно значимые связи с окружающим миром, на­пример лишение ребенка общения с родителями.

4 Исследование проведено американским ученым М. Робином и его коллегами.

коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий ка­ким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстни­ков. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми, что также способствует реабилитации депривированного ребенка.

4. Эстетическая функция. Взаимодействие с миром природы спо­собствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей.

Не случайно, люди издавна держат в доме для этих целей растения и животных, которые не приносят им прагматической пользы. Изве­стно, что в Китае уже 3,5 тыс. лет назад (правление династии Инь-Шанг) уже разводились золотые рыбки. В изящных фарфоровых ва­зах их преподносили как драгоценный подарок.

С XVI в. — эпохи географических открытий и интенсивных кон­тактов с культурами Востока и Америки, европейцы начинают со­здавать у себя ботанические сады, содержать в доме декоративные растения и животных. К XVII в. спрос на них достигает в Европе та­ких масштабов, что стимулирует организацию большого количества специальных, прекрасно оснащенных экспедиций в джунгли Старого и Нового света. Многие искатели погибали, но вернувшиеся станови­лись состоятельными людьми: столь велик был спрос на товар и

столь высоки были цены.

И сейчас торговля экзотическими растениями и животными явля­ется важной статьей национального дохода ряда тропических стран

(Танзании, Бурунди, Таиланда и др.).

5. Познавательная функция. Взаимодействие с миром природы может удовлетворять познавательные потребности личности, способ­ствовать ее интеллектуальному развитию.

Как показывают наблюдения, некоторые ученики, имеющие труд­ности в учебе, которые в конце концов приводили к внутреннему от­казу от нее, резкому снижению самооценки и даже личностному кри­зису, с помощью взаимодействия с природой получали возможность

решить свои проблемы.

Необходимость ухода за своими животным или растением приводи­ла их к поиску соответствующей информации. Все больше и больше увлекаясь, они начинали досконально изучать проблему, интересо­ваться сопутствующими вопросами, — возникала своего рода "ирра­диация интереса", формировалась общая познавательная мотива­ция — им открывался смысл слов "радость познания", даже если их "субъективные открытия" происходили на уровне истин, давно изве­стных науке. Изучение мира природы формировало соответствующие познавательные умения и навыки, которые могли ими уже использо­ваться и при изучении других предметов.

Показательна история одного убийцы, приговоренного к по­жизненному заключению. "В тюрьме Страуд находился с 1909 г. В 1942 г. его перевели в знаменитую тюрьму Алькатрас, находившуюся на острове. Птицы, которых видел заключенный из окна камеры, по-

родили у него не только мечту о крыльях, но и желание досконально изучить жизнь пернатых. Страуд занялся самообразованием, запро­сил у тюремной администрации книги по естествознанию, стал вдум­чиво и планомерно изучать строение птиц. В итоге он написал две книги о птицах, получившие высокие отзывы ведущих орнитологов мира. И сам Страуд стал известен далеко за пределами тюрьмы. О Птичнике (такое прозвище он получил в тюрьме) сняли фильм, мно­гие видные общественные деятели обращались к представителям аме­риканской Фемиды с просьбой об освобождении талантливого учено­го. Органы правосудия, однако, решили не отступать от принятого десятилетиями назад решения. Страуд так и умер в тюремной ка­мере'4.

6. Функция удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой "я могу", яв­ляется одной из важнейших потребностей человека. Люди очень ком­фортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны, и очень дискомфортно — в тех, где некомпетентны, вплоть до того, что ста­раются их избегать. Чем большее количество сфер деятельности "от­мечено" его компетентностью, тем выше самооценка человека, бла­гоприятнее "образ Я". Не случайно для подростков характерна частая смена увлечений, знакомых: происходит своеобразное "примерива-ние" разных видов деятельности в поиске тех, в которых они могут быть компетентными.

Взаимодействие с миром природы может являться дополнительным каналом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку и, тем самым, благоприятно влияет на людей, имеющих трудности в социальной адаптации.

7. Функция самореализации. Как показали исследования А. Мас-лоу, А.В. Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего по­тенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности. Невозможность самореализации приводит к глубочайшему личностному кризису.

Взаимодействие с природой позволяет удовлетворить эту потреб­ность в квазиформе. Когда ребенок занимается созданием целой сис­темы живых организмов, например устраивает аквариум, он выступа­ет в роли творца, демиурга, "вершителя судеб", определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т.п., — ребенок создает "свой мир", мир, в котором он сам обладает абсолютной влас­тью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимо­действии, он реализуется в созданном им собственном "мире".

Кроме того, благодаря своей экологической активности, человек может и реально продолжить себя в других людях, остаться в их па­мяти.

8. Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, — функция партнеров общения.

1 Лаврин АЛ. Хроники Хорона. М., 1993. С. 222.

В исследовании, в котором опрашивалось более 4 тыс. владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жиз­ни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советчиками или исповедниками. 48% относятся к ним как к су­дьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что соба­ка чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент, или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене1.

Сходные результаты были получены и при опросе школьников. Практически все (98%), у кого есть животные, уверены, что оно спо­собно понимать человека. Из тех, у кого животного нет, такого мне­ния придерживаются половина опрошенных. В том, что животное может им помочь, убеждены 84% владельцев животных, и 50% из тех, у кого животных пока нет. На то, что животное способно понимать их лучше, чем другие люди, указывают 63% школьников, у которых такое животное дома есть, и 40% тех, у которых его нет(!). Кроме то­го, 84% детей делится со своими домашними животными впечатлени­ями о событиях в школе, рассказывают о друзьях и т.д., 75% — обра­щаются к животному за советом. "Практически весь день, кроме школы и сна" проводят со своими животными 62% опрошенных2.

Очень убедительные данные были получены в эксперименте, по­священном изучению круга "значимых других" у школьников с 7 до

18 лет.

В первой его части испытуемым предлагалась максимально сво­бодная, исключающая какую-нибудь "подсказку" инструкция: "Напи­шите круг ваших "значимых других". "Значимые другие" — это мир, с которым вы общаетесь, который влияет на вас, от которого вы чер­паете силы. Это может быть кто угодно или что угодно".

Оказалось, что среди школьников доля тех, кто включил в список собаку, кошку, других животных, растения или "природу в целом", равна 32%! Природные объекты встречались существенно чаще, чем многие родственники и учителя.

Во второй части эксперимента предлагалось определить степень психологической близости с внесенными ими в список "значимыми другими". Показатель психологической близости с природными объ­ектами оказался выше, чем со всеми "значимыми другими" — выше матери, отца и ближайшего друга, не говоря уже об остальных!3

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Взаимодей­ствие с природой действительно имеет большой психолого-педагоги­ческий потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовно­сти личности его "видеть", без соответствующей внутренней активно­сти он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся

Исследование проведено шведским психиатром Л. Торкеллсоном. Исследование Е.В. Антоновой. 3 Исследование проведено на 369 учениках латвийским психологом Т.К. Нестерук.

возможностью. Например, животные растения лишь тогда могут выполнять функцию партнеров по общению, когда личность готова воспринимать их как субъектов, в противном случае они остаются "окружающей средой", удовлетворяющей ее прагматические потреб­ности.

Поэтому экологическое образование должно быть направлено и на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование стано­вится фактором общего развития и формирования личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: