(на основе предложенных в методических рекомендация для разработчиков основных образовательных программ «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования» (автор-составитель Л.Н. Прохорова)
| Направления | Задачи | Примерные формы работы |
| Педагогический мониторинг | Изучение своеобразия семей, их потребностей, запросов, проблем воспитания. Изучение проблем взаимодействия семьи с социальным окружением. Изучение удовлетворенности родителей работой ДОО. | Социологические срезы |
| Изучение медицинских карт, заключений специалистов ПМПК | ||
| Посещение на дому | ||
| Анкетирование, опрос, беседы | ||
| Шкатулки и сундучки вопросов | ||
| Почта родительских ожиданий | ||
| Наблюдение, собеседования с детьми | ||
| Интервью по ценностным вопросам | ||
| Педагогическая поддержка родителей | Создание атмосферы общности интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей. Организация совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания дошкольников, проявление уверенности в успешности воспитательной деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение семей на основе принципа дифференциации. Знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в ДОУ и семье, а также с трудностями возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников с ОВЗ. | Наглядно-текстовая информация: знакомство с мерами социальной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ |
| Презентация перечня медицинских, специализированно-педагогических и социальных организаций помощи и поддержки семей данной категории и т.п. | ||
| Выставки литературы по вопросам | ||
| Ежедневные беседы | ||
| Информационный стенд «Что интересного у нас произошло» | ||
| Консультации по запросам родителей. | ||
| Выпуск тематических газет, буклетов | ||
| Библиотека художественной, научно-популярной литературы | ||
| Игротека, медиатека для совместной деятельности с детьми в условиях с детьми | ||
| Телефон доверия | ||
| Вечера вопросов и ответов | ||
| День открытых дверей | ||
| Педагогическое образование родителей | Создание условий для формирования у родителей знаний о возрастных особенностях детей и особенностях развития детей с ОВЗ. Вовлечение родителей в деятельность, способствующую формированию практических навыков по разрешению разных социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ. Индивидуальная адресная помощь в воспитании и образовании детей. | Тренинги и семинары |
| Практические занятия | ||
| Веб-каталоги информационных ресурсов | ||
| Информация на сайте ДОО | ||
| Мастер-классы (педагогов) | ||
| Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития детей и организации развивающей деятельности в домашних условиях | ||
| Рекомендации по использованию региональной игротеки | ||
| Работа консультационного пункта | ||
| Информационные уголки в группах и холлах | ||
| Педагогическое партнёрство | Обмен информацией о развитии ребёнка, его особенностях. Объединение усилий для развития и воспитания детей. Приобщение родителей к педагогическому процессу, реализации адаптированной программы: активное участие родителей в адаптационных мероприятиях; привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе. Создание условий для творческой самореализации родителей и детей. | Ведение тетради ежедневного взаимодействия (материал для закрепления пройденного в группе в домашних условиях) |
| «Гость группы», «Встречи с интересными людьми» знакомство с профессиями, увлечениями родителей воспитанников | ||
| Почта родительских достижений | ||
| Создание семейных альбомов | ||
| Совместные акции | ||
| Мастер-классы (родителей) | ||
| Создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада | ||
| Совместные проекты | ||
| Совместное планирование и проведение итоговых событий | ||
| Обмен опытом семейного воспитания | ||
| Составление совместного веб-каталога ЭОР |
На основе выделенных принципов и направлений взаимодействия, с учетом конкретной категории воспитанников разрабатывается модель взаимодействия. Важными компонентами данной модели выступают: формы и содержание взаимодействия; планируемые результаты в деятельности родителей; сроки проведения (периодичность); ответственные за проведение мероприятий и т.п.
Аннотированный список источников для педагогов и родителей, как правило, оформляется отдельным приложением при этом важно учитывать возможности использования современных условий (наличие у большинства родителей доступа к интернету; возможности использования ИКТ).