(на основе предложенных в методических рекомендация для разработчиков основных образовательных программ «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования» (автор-составитель Л.Н. Прохорова)
Направления | Задачи | Примерные формы работы |
Педагогический мониторинг | Изучение своеобразия семей, их потребностей, запросов, проблем воспитания. Изучение проблем взаимодействия семьи с социальным окружением. Изучение удовлетворенности родителей работой ДОО. | Социологические срезы |
Изучение медицинских карт, заключений специалистов ПМПК | ||
Посещение на дому | ||
Анкетирование, опрос, беседы | ||
Шкатулки и сундучки вопросов | ||
Почта родительских ожиданий | ||
Наблюдение, собеседования с детьми | ||
Интервью по ценностным вопросам | ||
Педагогическая поддержка родителей | Создание атмосферы общности интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей. Организация совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания дошкольников, проявление уверенности в успешности воспитательной деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение семей на основе принципа дифференциации. Знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в ДОУ и семье, а также с трудностями возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников с ОВЗ. | Наглядно-текстовая информация: знакомство с мерами социальной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ |
Презентация перечня медицинских, специализированно-педагогических и социальных организаций помощи и поддержки семей данной категории и т.п. | ||
Выставки литературы по вопросам | ||
Ежедневные беседы | ||
Информационный стенд «Что интересного у нас произошло» | ||
Консультации по запросам родителей. | ||
Выпуск тематических газет, буклетов | ||
Библиотека художественной, научно-популярной литературы | ||
Игротека, медиатека для совместной деятельности с детьми в условиях с детьми | ||
Телефон доверия | ||
Вечера вопросов и ответов | ||
День открытых дверей | ||
Педагогическое образование родителей | Создание условий для формирования у родителей знаний о возрастных особенностях детей и особенностях развития детей с ОВЗ. Вовлечение родителей в деятельность, способствующую формированию практических навыков по разрешению разных социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ. Индивидуальная адресная помощь в воспитании и образовании детей. | Тренинги и семинары |
Практические занятия | ||
Веб-каталоги информационных ресурсов | ||
Информация на сайте ДОО | ||
Мастер-классы (педагогов) | ||
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития детей и организации развивающей деятельности в домашних условиях | ||
Рекомендации по использованию региональной игротеки | ||
Работа консультационного пункта | ||
Информационные уголки в группах и холлах | ||
Педагогическое партнёрство | Обмен информацией о развитии ребёнка, его особенностях. Объединение усилий для развития и воспитания детей. Приобщение родителей к педагогическому процессу, реализации адаптированной программы: активное участие родителей в адаптационных мероприятиях; привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе. Создание условий для творческой самореализации родителей и детей. | Ведение тетради ежедневного взаимодействия (материал для закрепления пройденного в группе в домашних условиях) |
«Гость группы», «Встречи с интересными людьми» знакомство с профессиями, увлечениями родителей воспитанников | ||
Почта родительских достижений | ||
Создание семейных альбомов | ||
Совместные акции | ||
Мастер-классы (родителей) | ||
Создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада | ||
Совместные проекты | ||
Совместное планирование и проведение итоговых событий | ||
Обмен опытом семейного воспитания | ||
Составление совместного веб-каталога ЭОР |
На основе выделенных принципов и направлений взаимодействия, с учетом конкретной категории воспитанников разрабатывается модель взаимодействия. Важными компонентами данной модели выступают: формы и содержание взаимодействия; планируемые результаты в деятельности родителей; сроки проведения (периодичность); ответственные за проведение мероприятий и т.п.
|
|
|
|
Аннотированный список источников для педагогов и родителей, как правило, оформляется отдельным приложением при этом важно учитывать возможности использования современных условий (наличие у большинства родителей доступа к интернету; возможности использования ИКТ).