Дальнейшее деление логики

Чтобы понять движение от непосредственного к абстрактному и логических понятий в целом, необходимо понимать, что логика имеет три основные стороны:

  1. Абстрактное или рассудочное.
  2. Диалектическое или отрицательное, но разумно отрицательное.
  3. Разумное (спекулятивное) или положительно разумное.

 

Эти три стороны:

 

Суть моменты всякого логически реального, т.е. всякого истинного вообще.

Движение понятий при познании также движется по этой триаде. Рассмотрим их подробнее.

 

РАССУДОЧНОСТЬ

Рассудок начинает с определения понятия и придания ему абстрактной формы, которая по сути своей неподвижна и воспринимается как незыблемое.

 

Мышление как РАССУДОК не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других, считая ее … обладающей самостоятельным существованием.

Деятельность рассудка состоит вообще в том, чтобы сообщить содержанию форму всеобщности…., абстрактной, фиксируемой в противоположность особенному и поэтому само оказывается особенным.

Этот переход нам давно известен по жизни. Если начинаешь с кем-то спорить, то сам становишься на один (низкий) уровень с ним…

 

Рассудок постигает наличные предметы в их определенных различиях.

Пример. В природе различаются вещества, силы, виды и самостоятельно фиксируются в их изолированности.

Изолирование, разделение, отделение и отсутствие действительной связи между разделенными сторонами является принципом рассудочной деятельности. Связь находится только в тождественности, одинаковости, но не в единстве.

Принципом рассудка является тождество, простое соотношение с собой, которое обусловливает в процессе познания переход от одного определения к другому. Так, в геометрии сравнивают друг с другом фигуры, выделяя то, что в них тождественно.

Здесь умозаключают от одного определения к другому, так, что умозаключение есть не что иное, как движение мысли согласно принципу тождества.

В управлении первичное накопление данных, определений, по сути является вычленением из целостности отдельных черт, свойств и их абсолютизации. В результате они становятся самодовлеющими и твердыми, теряют свою зависимость. Таковы, например, неправильные классификации, которые не способны показать связь классификационных признаков с целым и классифицированных элементов между собой.

 

Противоречия исключаются, и этим исключается движущая сила развития.

 

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ

Тождественные определения, сущности, вещи сталкиваются между собой, входят в противоречия и находят успокоение в случае нахождения их общей базы, удовлетворяющей все стороны. В менеджменте этот принцип особенно ярко проявляется в принципе заинтересованных сторон, где столкновение мнений часто определяет ход событий и движение фирмы вперед. Один из слоганов менеджеров гласит: "лучший способ устранить противоречия между отделами – это объединение их".

 

Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.

Чтобы научиться находить основы для снятия противоречий, необходимо научиться рефлексировать.

 

Рефлексия есть движение мысли, выходящее за пределы изолированной определенности и приводящее в соотношение и связь с другими определенностями, но… они сохраняют свою прежнюю изолированную значимость.

ДИАЛЕКТИКА же есть напротив, ИММАНЕНТНЫЙ переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя.

Нахождение границ понятий, процессов, вещей создает основу для перехода от изолированного мышления и неверных обобщений (пустых абстракций) к верному нахождению основы связи вещей.

 

…(Диалектика) есть движущая душа всякого (научного) развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, вносящий в содержание науки ИММАНЕНТНУЮ СВЯЗЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ, в которой заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным.

Сущность конечного состоит в том, что оно само себя снимает.

Диалектика является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности.

Это происходит следующим образом:

 

В обыденности мы признаем как одно, так и другое. Но конечное ограничивается не только извне, но снимается благодаря своей собственной природе и само переходит в свою противоположность.

Говорят «человек смертен» и рассматривают смерть как нечто, имеющее свою причину во внешних обстоятельствах, и это равно рассмотрению двух отделенных друг от друга свойств: быть живым, а также быть смертным. Но истинное понимание состоит в том, что жизнь, как таковая, носит в себе зародыш смерти и что вообще конечное в себе противоречиво и вследствие этого снимает себя.

В жизни компаний особенно очевидна взаимосвязь свойств, процессов, явлений. Известная всем S-образная кривая жизненного цикла неоднократно доказывала свою состоятельность для всех видов бизнеса.

В своей наивысшей точке всякое состояние или действие переходят в свою противоположность.

 

Пример. Завод Знамя труда, как и другие заводы, в конце 80-х годов имел 7500 человек персонала, более 10 учреждений соцкультбыта, самую большую производительность по арматуре и был крупнейшим заводом в СССР по производству арматуры. Дойдя до своей естественной границы, он стал умирать, поскольку не столько внешние проблемы, такие как развал Союзной системы сбыта, сколько внутренние, такие как неспособность жить по-старому в новых условиях, привели к краху завода. Логика заключалась в том, что развитие дошло до своего количественного предела, после которого была превышена мера, его «качественное» количество, и неизбежен был переход в новое состояние или "смерть" - банкротство.

 

Диалектический результат … есть не голое, абстрактное, «зряшное» отрицание, а … поскольку оно есть результат, есть вместе с тем и положительное, т.к. содержит в себе как снятое то, из чего оно происходит и не существует без последнего. И это уже третья, положительная форма логического.

Чтобы понять эту особенность, необходимо всегда иметь в виду, что в каждый данный момент предмет находится хотя и в одной определенной стадии развития, но ее «в себе» заключается в том, чтобы иметь зачатки и последующего шага развития, тем самым задается движение ходу вещей и событий.

 

Наиболее часто это заметно в процессах, которые взаимосвязаны. В качестве такого простого процесса Гегель указывал на метеорологический процесс. Мы в качестве бизнес аналогии можем привести биржевые процессы или процессы в больших рыночных системах.

 

РАЗУМНОЕ

Это:

ПОЛОЖИТЕЛЬНО – РАЗУМНОЕ постигает единство определений в их противоположности, то УТВЕРДИТЕЛЬНОЕ, которое содержится в их разрешении и переходе.

… есть именно то, что содержит в себе снятыми те противоположности, дальше которых рассудок не идет (например, противоположности между субъективным и объективным) и именно этим обнаруживает себя как конкретное и тотальность.

Спекулятивное содержание не может быть поэтому выражено в одностороннем предложении.

Например, в массе субъективных противоречащих мнений в сравнении с объективными фактами можно попытаться выявить истинное (абсолютное), отсекая, как ТОЛЬКО субъективное, так и ТОЛЬКО объективное.

 

Говоря, что абсолютное есть единство субъективного и объективного, хотя это и правильно, но все же односторонне, поскольку здесь выражено только ЕДИНСТВО, и именно на нем делается ударение, между тем, как они не только тождественны, но и различны.

Все части логики развертываются в категории и их движение, пока не приходят к истинному, определенному и конкретному в себе в своей тотальности. Категории зарождаются в определенных частях логики, коими являются:

 

  1. Учение о бытии
  2. Учение о сущности
  3. Учение о понятии и идее.

В том же самом подразделении логика содержит учение и мысли:

  1. В ее непосредственности – О ПОНЯТИИ В СЕБЕ
  2. В ее рефлексии и опосредствовании – ДЛЯ СЕБЯ БЫТИИ и ВИДИМОСТИ
  3. В ее возвращении В САМОЕ СЕБЯ и о ее развитом У СЕБЯ БЫТИИ – В СЕБЕ И ДЛЯ СЕБЯ.

 

Чтобы что-то доказать, необходимо:

 

Показать, что предмет через самого себя и из самого себя делает себя тем, что он есть.

Даже в логике каждая часть остается неистинной без полного раскрытия и движения через свои части к развитому в самом себе бытии.

 

Отношение частей таково, … что лишь ПОНЯТИЕ есть истина, т.е. истина бытия и сущности, которые, фиксированные в их изолированности, самостоятельности – не истинны.

Можно сказать, что бытие неистинно, потому что пока есть лишь НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ. Сущность неистинна, потому что она есть пока лишь ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ.

Однако любое познание начинается с непосредственного, хотя, оно и есть неистинное.

 

Ответом служит то, что истина, именно как таковая, должна ДОКАЗАТЬ себя, Доказательство в рамках логики состоит в том, что понятие показывает себя опосредствованным через себя и самим собой и, следовательно, вместе с тем истинно непосредственным.

Это означает, что, в процессе развития своих частей, теоретическое понятие все больше проявляется, и, в конечном итоге, способно объяснить предмет полностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: