Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). Планы семинарских занятий

Планы семинарских занятий

Данные планы семинарских занятий предназначены для подготовки студентов к семинарским занятиям. При подготовке к семинарскому занятию студентам рекомендуется использовать учебные пособия, указанные в целом к курсу, а также изучить литературу, рекомендованную к каждому семинару.

При подготовке к семинарам преподаватель может поручать одному, нескольким или всем студентам подготовить сообщения в форме презентации. Также преподаватель в ходе проведения семинарского занятия может использовать тот или иной раздаточный материал (тексты, иллюстрации, портреты и т.д.).

Семинар № 1.

РОССИЯ И МИР НАКАНУНЕ КРУТЫХ ПЕРЕМЕН (1900-1913гг.)

1. Особенности и основные тенденции развития мирового сообщества в конце ХIХ - начале ХХ вв.

2. Первая русская революция: причины, особенности, зарождение парламентаризма.

3. Экономика России: от кризиса к подъёму (1900-1913гг.)

 

Темы сообщений

1. Национальный вопрос в первой русской революции.

2. Исторические портреты реформаторов: С.Ю. Витте — П.А. Столыпин

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите основные тенденции развития мирового сообщества в начале ХХ столетия.

2. Какие новые явления в экономике проходили в ведущих индустриальных странах и России?

3. Охарактеризуйте динамику экономического развития России в 1900-1913гг.

4. Какую роль сыграл иностранный капитал в экономическом подъёме России в довоенный период (до 1914г.)?

5. Дайте историческую оценку реформам П.А. Столыпина.

6. Дайте краткую характеристику основных политических сил страны, сложившихся накануне и в ходе революции.

6. Каково было содержание программ политических партий по аграрному вопросу?

7. Можно ли было считать Россию конституционной монархией? Каков был первый опыт парламентаризма в России?

8. Каковы итоги первой русской революции? Как они повлияли на дальнейший ход исторического развития в России?

 

Семинар № 2.

РОССИЯ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗЛОМЕ: ГИБЕЛЬ САМОДЕРЖАВИЯ И РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1914-1921гг.)

 

1. Кризис европейской цивилизации. Россия в первой мировой войне.

2. Российская экономика в годы войны. Экономические предпосылки революций 1917г.

3. Большевики и идея мировой революции. Гражданская война: причины, результаты, последствия.

Темы сообщений

· Февральская революция 1917г.: почему не состоялась демократия?

· А.Ф. Керенский — В.И. Ульянов: парадоксы судьбы.

· Версальский мир (1919г.): «Русский вопрос» в мировой политике.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какие причины способствовали возникновению первой мировой войны?

2. Были ли у России свои национальные интересы в войне?

3. Что давало основание большевикам верить в наступление «мировой революции»?

4. Какие перспективы развития России видели политические партии после

5. Февральской революции 1917г.?

6. Существовали ли альтернативы Октябрьской революции 1917г. в России?

7. Почему установление власти большевиков изменило вектор исторического развития России?

8. Почему «военный коммунизм» привёл к углублению экономического кризиса в стране и смене политического курса?

9. В чём проявился утопизм экономической политики большевиков в годы гражданской войны?

10. Почему «белое» движение потерпело поражение в гражданской войне?

11. Какое влияние оказали гражданская война и «военный коммунизм» на российское общество?

 

Семинар № 3.

ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ФОРМИРОВАНИЕ И СУЩНОСТЬ СОВЕТСКОЙ ТОТАЛИТАРНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА (1922-1940гг.)

1. Образование СССР. Внутрипартийная борьба: от возвышения И.В. Сталина до оформления режима личной власти.

2. Социально-экономические преобразования в стране: от НЭПа к директивной экономике.

3. Внешняя политика СССР в 20-30гг. ХХ в. Нарастание угрозы новой мировой войны.

Темы сообщений

1. Культурная жизнь страны: власть и интеллигенция.

2. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чём Вы видите особенности национально-государственного устройства

СССР?

2. Какие противоречия были заложены при его образовании?

3. Почему возникла необходимость перехода от «военного коммунизма» к НЭПу

4. Совместима ли была марксистская доктрина с новой экономической политикой?

5. Определите причину и суть внутрипартийной борьбы после смерти В.И. Ленина.

6. Почему И.В. Сталину удалось победить политических оппонентов?

7. Какие обоснования представил И.В. Сталин для утверждения форсированного развития экономики в 20-30 гг. ХХ в.? Были ли оправданы форсированные темпы развития экономики СССР в этот период?

8. Какие источники и методы использовались советским руководством для модернизации экономики СССР?

9. Охарактеризуйте основные черты советской административно-командной системы, сложившейся в 30-е гг. ХХ века.

10. Каким образом можно объяснить проявление энтузиазма советских людей в условиях тоталитарного общества?

11. В чём Вы видите сложность и противоречивость международных отношений накануне второй мировой войны?

 

Семинар № 4.

СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939-1945гг.)

· Причины второй мировой войны. Внешняя политика СССР накануне фашистской агрессии.

· Соотношение военно-экономических потенциалов Германии и СССР накануне Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)

· Советская экономика и наука в годы Великой Отечественной войны. Роль ленд-лиза в укреплении военного потенциала СССР.

· СССР и страны антигитлеровской коалиции. Потсдамская конференция об итогах войны и послевоенном устройстве мира.

 

Темы сообщений

1. Быт и уровень жизни советских людей в годы войны.

2. СССР-Япония в годы второй мировой войны.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите основные причины второй мировой войны. Была ли неизбежной война Германии и СССР?

2. Кто был инициатором создания системы коллективной безопасности в Европе? Какие меры данная система предусматривала в случае возникновения факта агрессии?

3. Что повлияло на резкое изменение внешнеполитического курса СССР в августе 1939г.?

4. Назовите причины отступления Красной Армии в начальный период войны.

5. Какие крупные военные операции Великой Отечественной и второй мировой войн Вы знаете?

6. Какую роль в разгроме фашизма сыграли страны антигитлеровской коалиции? Почему второй фронт был открыт только в 1944г.?

7. В чём проявилась эффективность советской экономики при её перестройке на военный лад?

8. Назовите причины и формы эволюции сталинского режима в годы второй мировой войны.

9. Какие последствия Великой Отечественной войны сказались на развитии народного хозяйства СССР?

10. Какие глобальные изменения произошли в мире после окончания второй мировой войны?

 

Семинар № 5.

СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА: ОТ АПОГЕЯ СТАЛИНИЗМА К ПОПЫТКАМ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ (1946-1964гг.)

1. Мир после второй мировой войны. Возникновение «холодной войны» и блокового мышления.

2. Социально-экономическая и политическая жизнь страны в послевоенные годы. Н.С. Хрущёв: от либеральных реформ к мифу о коммунизме (1945-1964гг.).

3. Научно-техническая революция (НТР) и начало освоения космоса.

Темы сообщений

1. Изменения в теории и практике советской внешней политики после ХХ съезда КПСС (1956г.).

2. Советская интеллигенция и власть: от И.В. Сталина до Н.С. Хрущёва.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Почему сотрудничество СССР со странами антигитлеровской коалиции сменилось «холодной войной»? Какие факторы лежали в основе данного поворота событий?

2. Почему ядерное оружие и космос стали главными сферами соперничества СССР и США?

3. Какое влияние на советское общественное сознание оказало развенчание культа И.В. Сталина на ХХ съезде КПСС (1956г.)?

4. Почему отношение к И.В. Сталину до настоящего времени вызывает жаркие споры среди наших современников?

 

Семинар № 6.

ОТ «ЗАСТОЯ» К «ПЕРЕСТРОЙКЕ». СССР В 1960-1980-е гг.

Социально-экономическое развитие страны: от попыток модернизации к нарастанию кризисных тенденций (1965-1985гг.)

Мировая система социализма на пути к глобальному политическому кризису.

«Перестройка» в СССР (1985-1991гг.): замысел, основные этапы, итоги.

«Новое политическое мышление» и Запад.

Темы сообщений

1. Л.И. Брежнев - Ю.В. Андропов - К.У. Черненко: политические символы

умирающей социалистической эпохи.

2. М.С. Горбачёв: взлёт и падение с политического олимпа.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику основных направлений экономической реформы (1965г.) в промышленности и сельском хозяйстве.

2. Каковы итоги экономического развития страны в доперестроечный период (1965 -1985гг.)? Можно ли характеризовать данный период как «застойный»?

3. Почему возникла необходимость «перестройки», радикального обновления советского общества в 80е гг. ХХ века?

4. Каковы позиции СССР в мировой экономике и структура советского товарооборота со странами СЭВ и остального мира в период «перестройки» (1985-1991гг.)?

5. Какой мыслилась стратегическая цель «перестройки»? Как происходила эволюция взглядов её идеологов?

6. Какие новые политические силы появились в процессе «перестройки»?

7. Какие цели они ставили в экономическом и политическом развитии страны?

8. Проанализируйте динамику экономического развития СССР с 1965 по 1991гг.

9. Почему «перестройка» потерпела провал? Возможно ли было реформирование социализма без распада государственности?

10. Оправдались ли надежды М.С. Горбачёва и его советников на поддержку странами Запада «перестройки» в СССР?

9. «Новое политическое мышление» - новый миф или упущенный мировым сообществом шанс конструктивного развития?

 

Семинар № 7.

ПОСТСОВЕТСКАЯ РОССИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1992-1999гг.)

Экономические реформы («шоковая терапия») правительства Б.Н. Ельцина (1992-1999гг.)

Политический кризис осени 1993г. Принятие Конституции РФ.

Наука, образование, культура РФ в рыночных условиях.

Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации (1992-1999гг.).

Темы сообщений

1. Роль ХХ столетия в мировой истории.

2.Е. Гайдар: портрет реформатора.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Каковы причины и политические итоги противостояния президента Б.Н. Ельцина и Верховного Совета России осенью 1993г.?

2. Назовите принципиальные отличия Конституции РФ 1993г от Конституции СССР 1977г.

3. Охарактеризуйте основные направления экономических реформ по созданию рыночной инфраструктуры (1992-1999гг.).

4. Проанализируйте динамику экономического развития России в 1992- 1999гг. Каковы её основные итоги?

5. Чем была вызвана криминализация российской экономики?

6. Охарактеризуйте проблему вывода экономики из тени.

7. В каком положении в результате реформ оказались социальная сфера, наука и культура России?

8. Насколько новые приоритеты внешней политики России учитывали её национальные интересы?

9. Россия и Содружество Независимых Государств (СНГ): общие тенденции развития.

 

Семинар № 8.

РОССИЯ В XXI ВЕКЕ.

1. Россия в начале нового тысячелетия: Президенты В.В. Путин — Д.А. Медведев о необходимости укрепления государственности и модернизации политической системы страны.

2. Перспективы социально-экономического развития страны в её национальных проектах.

3. Россия и проблема вхождения в мировое экономическое пространство.

4. Внешняя политика России (2000-2011гг.): глобализация мировых процессов и международный терроризм, формирование нового миропорядка.

 

Темы сообщений

1. Б.Н. Ельцин: исторический портрет.

2. В.В. Путин — Д.А.Медведев: проблема политической преемственности власти.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Чем была вызвана досрочная отставка президента РФ Б.Н. Ельцина?

2. Какие задачи были поставлены перед страной в первом Послании президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию (2000г.)?

3. Каковы причины принятия и основные положения национальных проектов периода действия второго срока президентства В.В. Путина?

4. Охарактеризуйте основные итоги социально-экономического развития страны за период 2000-2011гг.

5. Проанализируйте основные проблемы реализации реформ в России в период 2000-2011гг.

6. Какие приоритетные и новые задачи поставил перед страной президент Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года?

7. Является ли Россия социальным государством? Приведите примеры в подтверждение Вашей точки зрения.

8. Как Вы считаете, почему коррупция в российском обществе приняла характер национального бедствия? Какие меры борьбы с этим социальным злом предлагает руководство страны?

9. Какие задачи развития инновационной экономики поставил председатель Правительства РФ В.В. Путин в отчёте ГД РФ 20 апреля 2011г.?

10.Какие приоритеты определились во внешней политике России к 2011г.? В чём Вы видите сложность и противоречивость отношений Запад-Россия?

1. Соотнесите советского (российского) лидера и факты

Хрущев Н.С.   Политика гласности, ускорения, перестройки; «сухой закон», хозрасчет, вывод советских войск из Афганистана, введение поста Президента СССР.
Брежнев Л.И. Политика освоения целинных и залежных земель, полет человека в космос, Карибский кризис, политика «Оттепели», борьба с культом личности.
Андропов Ю.В. Укрепление трудовой дисциплины, ужесточение борьбы с преступностью, непродолжительность руководства страной.
Горбачев М.С. Политика «разрядки», ввод советских войск в Афганистан, увеличение социальных гарантий населению, дефицит товаров и услуг, замедление темпов роста экономики.
Ельцин Б.Н. Политика укрепления вертикали власти, усиление позиций России в мире, возвращение Крыма, олимпиада в Сочи.
Путин В.В. Подписание «Беловежских соглашений», переход к рыночной экономике, ослабление позиций России в мире, дефолт, «министерская чехарда».

 

Литература для подготовки к семинарам

1. Сафонов Д.А. Россия в начале ХХ века [Электронный ресурс]: учебник/ Д.А. Сафонов, А.М. Бакирова, Е.Ф. Томина— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 425 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61346.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Нагаева Г. История России в формате ЕГЭ. Новейшее время [Электронный ресурс]/ Г. Нагаева— Электрон. текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59358.html.— ЭБС «IPRbooks»

3. История России [Текст]: с древнейших времен до наших дней / Боханов А.Н.,Шестаков В.А.; Под ред. А.Н. Сахарова. - учебник ВУЗ. - М.: Проспект, 2013. - 768с.

4. Бабаев Г.А. История России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бабаев Г.А., Иванушкина В.В., Трифонова Н.О.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 815 c

6. Матюхин А.В. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник/ Матюхин А.В., Давыдова Ю.А., Ушаков А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012.— 336 c

7. Пыжиков А. Социально-психологические аспекты общественной жизни в годы «оттепели» // Свободная мысль – XXI. – 2003. - № 6. – С. 103-110.

8. Пыжиков А.В. Осознание сталинизма в годы «оттепели» // Вестник РАН. – 2003. – Т. 73. - № 6. – С. 542-547.

9. Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущёвских реформ // Вопросы истории. – 2002. – С. 33-43.

10. Черкасов П. Сумерки брежневской эпохи // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – С. 105-114.

11. Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе. 1953-1982 годы: по рассекреченным документам Верховного суда и Прокуратуры СССР // Отечественная история. – 2003. - № 4. – С. 93-111.

12. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. - 2002. - № 4. - С. 64-78.

13. Дашичев В.И. Россия между прошлым и будущим: от Горбачёва к Ельцину // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 4. – С. 3-23.

14. Дашичев В.И. Россия между прошлым и будущим: от Ельцина к Путину // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 5. – С. 3-27

15. Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса // Вопросы истории. – 2003. - № 7. – С. 74-95.

16. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. – 2003. - № 4. – С. 112-121.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: