Подготовить краткий реферат или научное сообщение на семинаре по одной из предложенных тем:
- Теория транзактного анализа Э. Берна.
- Вербальные и невербальные средства общения.
- Общение: основные характеристики, роль общения в психическом общении человека.
4.Межличностные конфликты, условия их предупреждения и преодоления в воинских коллективах.
Ответить на проблемные практические вопросы (задания)
1. Психологи и конфликтологи выделяют пять основных форм урегулирования конфликтов (выхода из конфликта). Причем, одну из них – консенсус (сотрудничество) – нахождение обеими сторонами совместного, удовлетворяющего обе стороны решения – называют корректной при любом типе конфликта. Четыре остальных – конкуренция (спор) – соперничество с отстаиванием собственных позиций; уклонение (уход от конфликта); приспособление – принятие позиции противника; компромисс – поиск решения, основанного на взаимных уступках – зачастую называют некорректными.
Задание: Смоделируйте либо несколько конфликтных ситуаций (либо выведете общую формулу), при которых каждая из четырех «некорректных» тактик станет не только допустимой, но и единственно правильной.
|
|
2. Проанализировав научную и учебную литературу по предмету, охарактеризуйте различные типы конфликтных личностей. (Просьба, по возможности, рассмотреть любую другую типологию, а не лекционную. Их великое множество).
3. Выделите положительные и отрицательные функции организационного конфликта (конфликта, произошедшего на работе).
4. Известно, что в китайском языке, который порой называют философским языком, иероглиф «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает риск, опасность, а другой – возможность. Какой смысл, идея видится Вам в такой трактовке?
5.Опишите психологический механизм восприятия и понимания партнера по межличностному общению.
Тема 7. Психология малых групп
Подготовить краткий реферат или научное сообщение на семинаре по одной из предложенных тем:
- Психология малой группы.
- Социальные и групповые нормы как регуляторы поведения человека в группе.
- Механизмы социализации личности.
4. Социально-психологические условия формирования уставных взаимоотношений в профессиональном коллективе.
5.Методы изучения и прогнозирования социально-психологических процессов в профессиональном коллективе.
6.Психологические механизмы межличностного общения.
Ответить на проблемный(-е) практические вопросы (задания)
1. Курт Левин выделял 5 стилей общения в ситуации управление – подчинение:
- авторитарный
-либерально-попустительский
- анархический
|
|
- демократический
- ситуационный.
Выделите особенности каждого из этих стилей в ситуации разрешения конфликтов различных социальных группах.
2.Проведите сравнительный анализ эффективности различных механизмов реализации интерактивной стороны общения в различных социальных группах.
Вопросы для самопроверки студентов.
1. Что является объектом и предметом психологии?.
2. Зачем студенту нужны психологические знания?
3. Чем отличается психология от других наук?
4. Какова история развития психологического знания?
5. Каковы основные научные школы и направления психологии?
6. Какими методами пользуется психология?
7. Что такое психика и каковы ее функции?
8. Как развивается психика в филогенезе?
9. Что такое сознание и как оно формируется в онтогенезе.
10. Как соотносится психика и организм?
11. Какая связь существует между психикой и мозгом?
12. В чем отличие в психике и поведении человека и животных?
13. Какова психологическая структура деятельности?
14. Что такое ощущения и каковы их закономерности?
15. Что такое восприятие и каковы его свойства?
16. Что такое внимание и каковы его виды и особенности?
17. Что такое память и каковы приемы эффективного запоминания информации?
18. Что такое мышление и каковы его виды?
19. Зачем человеку воображение и каковы его функции?
20. Какова структура сознания и каково его соотношение с бессознательным?
21. Зачем нужны эмоции и чувства?
22. В чем заключается сущность воли и волевой регуляции поведения?
23. Какова роль психических состояний в различных видах деятельности человека?
24. В чем сущность личности и какие факторы влияют на ее формирование и развитие?
25. Что такое направленность как свойство личности и какова ее психологическая структура?
26. Что такое характер и каковы его акцентуации?
27. Что такое темперамент? Каковы основные типы темперамента и их психологические характеристики?
28. Что такое способности и каковы взгляды психологической науки на их происхождение?
29. Что такое психология группы и какова ее структура?
30. В чем сущность и какова структура общения?
Тестовые задания: