Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования
МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Кировский филиал
Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
УТВЕРЖДАЮ Директор _______________ О.К.Акулова «20» января 2017г. |
И.В. Медведева
Русский язык и культура речи
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся
по специальности 40.05.01"Правовое обеспечение национальной безопасности"
(программа подготовки специалистов)
Рекомендовано
Учебно-методическим и редакционно-издательским советом КФ МФЮА
(протокол № 01-ОД от 20.01.17 г.)
Одобрено кафедрой
«Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин»
(протокол №1 от 19.01.17 г.)
Киров 2017
Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по подготовке специалиста по направлению подготовки (специальности) 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Цель и задачи, решаемые дисциплиной
Цель: посредством изучения дисциплины «русский язык и культура речи» обеспечить формирование общемировоззренческой и общегуманитарной базы специалиста в области правового обеспечения национальной безопасности.
Задачи:
1. дать представление об основных свойствах языковой системы, о законах функционирования русского литературного языка и современных тенденциях его развития; обогатить представления о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
2. познакомить с системой норм современного русского литературного языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления и правописания, объяснить закономерности их формирования и развития;
3. показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях (прежде всего в научной и официально-деловой речи), а также специфику устной и письменной форм существования русского литературного языка;
4. представить богатые выразительные возможности русского языка;
5. выработать навыки создания устной и письменной речи с учетом таких принципов, как правильность, точность, лаконичность, чистота, богатство и разнообразие, образность и выразительность, логичность, уместность;
6. сформировать коммуникативную компетенцию, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения;
7. расширить активный словарный запас студентов; раскрыть богатство русской лексики, фразеологии; научить пользоваться различными нормативными словарями и справочниками, отражающими проблемы культуры речи;
8. сформировать у студентов умение выступать публично; научить эффективному общению в различных речевых ситуациях.
В результате изучения дисциплины выпускник должен
знать: основы русского языка, способствующие развитию общей культуры и социализации личности;
уметь: строить собственную речь с учетом принципов правильности, точности, уместности, логичности, лаконичности, чистоты речи и ее богатства; владеть на практике научной и официально-деловой речью;
владеть: способностью к письменной и устной коммуникации на родном языке, иметь навыки культуры социального и делового общения (владеть способностью к ведению деловых дискуссий, деловых коммуникаций).
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведённых на них академических часов и видов учебных занятий
Тема 1. Из истории русского литературного языка.
Происхождение русского языка. Формирование русского литературного национального языка (XVII – первая четверть XIX вв.). Русский литературный язык в Петровскую эпоху. Русский литературный язык во второй половине XVIII в. Учение о «трех штилях» М.В. Ломоносова. Русский литературный язык конца XVIII – начала XIX вв. Вклад Н.М. Карамзина в процесс формирования русского литературного национального языка. Полемика между Н.М. Карамзиным и А.С. Шишковым о путях развития русского языка. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.
Русский язык советской эпохи. Русский язык конца XX начала XXI столетий.