Тема 10. Функциональные стили русского языка

1.Определите стиль текстов, найдите характерные особенности этого стиля в каждом тексте.

а) Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части все обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Л. Щерба Безграмотность и её причины

 

б) Село Боровое здорово покалечило за войну. Добрую половину изб сожгли. Скотины почти никакой не осталось. Сады повырубали. А какие сады были! Любо-дорого поглядеть! Обезлюдело село. Как наши пришли, так, может, шестая часть колхозников селе оставалась, а может и меньше. Кто сам ушел – на восток подался, кто – в партизаны, а кого фрицы в Германию угнали. Ой худо было! Правда, в боровом немец еще не так лютовал, как в соседних селах, а все-таки… Да что и говорить – разорили село.

 

в) О качествах и условиях, необходимых для заключения брака

144. Мужчины до достижения полных 18 лет, женщиныдо достижения полных 15 лет не могут заключить брака.

145. Однако президенту республики предоставляется, в силу серьезных мотивов, устанавливать изъятия из общего правила о возрасте.

146. Нет брака, если нет согласия.

147. Нельзя заключить второй брак до расторженияпервого брака.

288. Женщина может заключить новый брак лишь по истечении 300 дней после расторжения предыдущего брака.

229. Муж может требовать развода по причине прелюбодеяния жены.

2З0. Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа.

 

г) «В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости мужчин и женщин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях, – вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит это в одну программу – мужчина или женщина. Но женщине все же сподручнее»

Д. Смирнова. Женщины на виду // Пульс. – 1998. – № 36.

д) «Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица – именно лица. Меня занимали исключительно одни люди; я ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, один вид лон-лакея возбуждал во мне ощущение тоски и злобы; я чуть с ума не сошел в дрезденском "Грюне Гевёлбе". Природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил так называемых ее красот, необыкновенных гор, утесов, водопадов; я не любил, чтобы она навязывалась мне, чтобы она мне мешала. Зато лица, живые человеческие лица – речи людей, их движения, смех – вот без чего я обойтись не мог. В толпе мне было всегда особенно легко и отрадно; мне было весело идти туда, куда шли другие, кричать, когда другие кричали, и в то же время я любил смотреть, как эти другие кричат. Меня забавляло наблюдать людей... да я даже не наблюдал их – я их рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством. Но я опять сбиваюсь в сторону».

И.С. Тургенев. Ася

Лон-лакей – буквально: наемный слуга; лакей из гостиницы, провожатый, нанимаемый путешественниками.

 

*2.«Подбери эпитет» (работа в тройках)

Цель игры – развитие творческого воображения.

Ход игры. Называются три слова: красный, круглый, кислый. За пять минут нужно назвать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все эти три определения:

(ягоды смородины, грустное лицо индейца, красный мяч, облитый лимонным соком и т.д.)

 

*3.Проблемная ситуация:

«Мысль одна, а способ ее выражения…»

Цель упражнения – научиться выражать одну и ту же мысль разными средствами языка.

Берем любую несложную фразу, например, «нынешнее лето будет очень жарким». Надо предложить несколько вариантов этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях.

 

*4.Проблемная ситуация:

Продолжи сказку…

Цель – умение логически мыслить, использовать в речи средства художественной выразительности.

Разверните текст сказки за счет введения средств словесной образности и дополнительных деталей сюжета. Завершите сказку.

Источник молодости.

(Крымская сказка)

Жил старик со старухой. Старику было девяносто лет, старухе – восемьдесят. Пошел однажды старик за дровами в горы. Долго он шел до горы Ай-Петри. Когда он нарубил дров – стал спускаться вниз. Было очень жарко, он спускался медленно.

Наконец старик решил отдохнуть: положил дрова на землю, подошел к источнику и стал пить воду. Ему захотелось спать, он лег около источника и заснул. Когда он проснулся, взял дрова и начал спускаться с горы. Удивился старик: шел он быстро, но не уставал, и дрова как будто стали легче.

Дома его ждала старуха. Было уже поздно, и она решила пойти встречать старика. Недалеко от дома она увидела молодого человека с дровами. Она спросила:

- Не встречал ли ты в лесу моего старика?

- Не узнаешь меня? – ответил ей муж.

- Не смейся надо мной, - сказала старуха, - и ты через семьдесят лет будешь таким, как мой муж.

И понял тогда старик, что он выпил воды из источника молодости. Старик рассказал обо всем старухе. Она тоже захотела выпить этой воды и пошла искать источник.

 

*5.Деловая игра «Пресс – клуб»

Цель – научить поисковому, реферативному и выборочному чтению; умение строить публицистическое высказывание.

Ход игры. Работа в группах 3-4 человека, каждая из которых получает одинаковый пакет свежих газет различного направления, а также выбирает одну из проблем, наиболее интересную для освещения (политическая жизнь, деловой мир, культура, спорт). За 30 минут выбрать информацию по интересующей группу проблеме, обработать ее, распределить материал, обязанности, роли, выстроить композицию своего выступления в эфире и выйти с передачей.

Каждая группа демонстрирует результат своей работы, остальные – анализируют выступления по следующим критериям:

- качества «человека на трибуне»

- актуальность и новизна содержания

- качество сценических находок в подаче материала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: