В) поселиться на Урале

Г) работать на театре

42. Найдите ошибку в согласовании подлежащего и сказуемого.

А) Референт Иванова помогла составить директору отчёт.

Б) Часть специалистов не работали.

В) Большинство людей, пришедших на митинг, поддержали оратора.

43. Найдите правильный вариант употребления причастных оборотов.

А) Закутанный Печорин в шинель, старался подобраться к дверям.

Б) Архитекторы беседовали о строящемся стадионе в городе.

В) Приказы, издаваемые дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов.

Г) Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

44. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота

А) Спускаясь из окна в светлую ночь, ее могут увидеть часовые.

Б) Студенты, выполняя задание, обращались к справочной литературе.

В) Возвращаясь домой, мне стало грустно.

Г) Прочитав внимательно рассказ, я думаю, что редакторских поправок он не требует.

45. Определите, какое из указанных сложных предложений НЕ содержит ошибки.

А) На стене висит портрет, когда он был молодой.

Б) Писатель понял, что какой преданный друг у него есть.

В) Каждый раз задаешь себе вопрос, может ли быть две правды.

Г) Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя.

46. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для научного стиля

А) широкое использование лексики и фразеологии других стилей

Б) логическая последовательность изложения

В) преимущественное употребление существительных вместо глаголов

Г) научная фразеология

47. В официально-деловых текстах обычно употребляются слова:

А) доложить, ответчик, высказывание

Б) эскалация, форум, почин

В) климат, журнал, кочет

Г) амплитуда, локальный, следовать

48. К книжным функциональным стилям НЕ относится

А) публицистический стиль

Б) разговорный стиль

В) научный стиль

Г) художественный стиль

49. Подстилем публицистического стиля не является:

А) дипломатический

Б) агитационный

В) официальный политико-идеологический

Г) массово-политический

50. В синтаксисе разговорной речи не употребляются (-ется) (1 вариант ответа)

простые предложения

Рубрикация

неполные предложения

предельно короткие предложения

51. В отечественной филологии учение о стилях впервые было сформулировано

А) М.В. Ломоносовым

Б) А.С. Грибоедовым

В) А.С. Пушкиным

Г) И.А. Крыловым

52. Для какого функционального стиля характерно широкое употребление эпитетов, метафор, метонимии и других выразительных средств?

научного

художественного

разговорного

официально-делового

53. Сферой употребления официально-делового стиля является

А) бытовое общение

Б) общественные отношения: политические, экономические, нравственно-этические, культурные, религиозные и др.

В) административно-правовая деятельность

Г) наука, техника и образование

54. По сфере употребления выделяют несколько жанров академического красноречия. Определите, что не относится к академическому красноречию.

А) вузовская лекция

Б) дипломатическая речь

В) научно-популярная лекция

Г) научный доклад

55. Какое происхождение имеет термин риторика?

А) греческое

Б) русское

В) немецкое

Г) латинское

56. В труде какого автора классификация современного красноречия представлена наиболее полно?

А) А.Ф. Кони

Б) А.Г. Столетова

В) Г.З. Апресяна

Г) М.В. Ломоносова

57. Экспромт – это

А) исторически сложившаяся наука о красноречии и историческая дисциплина, излагающая основы ораторского мастерства

Б) построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому

В) взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения

Г) речь, создаваемая без подготовки, в момент произнесения, исполнения, импровизация

58. Наиболее ответственной частью ораторского выступления является

А) заключение

Б) вступление

В) эпиграф

Г) главная часть

59. Аргументом к человеку НЕ являются

А) аргументы к тщеславию

Б) аргументы к жалости

В) факты, полученные в результате наблюдения

Г) аргументы к авторитету

60. Для привлечения и удержания внимания слушателей во время произнесения речи НЕ имеет значения

А) наличие «обратной связи»

Б) зрительный контакт

В) форма работы над вступлением

Г) голосовой контакт

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Тест (типовое контрольное задание на этапе формирования компетенции)

1. Культура речи – это …

1)*владение нормами литературного языка

2)изучение языка

3)умение читать и говорить на языке

4)исследование речи носителей языка

 

2. Национальный язык …

1)*формируется на базе определенного этноса и включает в себя все языковые явления

2)является разновидностью литературного языка

3)относится к одному из функциональных стилей литературного языка

4)включает в себя только нормативные элементы языка

 

3. Литературный язык …

1)имеет ограничения в употреблении

2)*включает нормативные языковые единицы

3)включает в себя понятия жаргона

4)*противопоставляется просторечию

 

4. Для устной формы речи характерно(-а) …

1)обязательное использование прямого порядка слов в предложениях

2)необходимость соблюдения орфографических норм

3)ориентация на восприятие зрением

4)*влияние невербальных факторов

 

5. К нелитературному языку относится (относятся) …

1)*просторечие

2)синонимы

3)общеупотребительная лексика

4)термины

 

6. Нелитературная разновидность языка, характерная для определённой территории, – это …

1)жаргон

2)*диалект

3)просторечие

4)нецензурная речь

 

7. Заимствование иностранных слов …

1)*является постоянным и объективным явлением языка, которое можно регулировать

2)необходимо запретить с помощью законодательных мер

3)является свойством русского языка последних 100 лет

4)всегда портит и засоряет русский язык

 

8. К просторечию относятся все слова в ряду:

1)шибко, глючит, подхалим

2)дитё, полуклиника, дембель

3)*ложит, попёрся, харя

4)щас, хотит, бабуля

 

9. Уместность речи предполагает …

1)*учет особенностей ситуации общения и характеристик аудитории

2)грамотное соотношение формы и содержания

3)соблюдение правил орфоэпии

4)умение правильно поставить цели коммуникации

 

10. Источником нормативного речевого употребления могут являться …

1)*произведения писателей-классиков

2)выступления руководителей государства

3)тексты, опубликованные в Интернете

4)любые тексты, опубликованные в газетах

 

11. В ситуации, когда необходимо заменить повторяющееся в тексте слово на близкие по смыслу слова, потребуется …

1)толковый словарь русского языка

2)словарь антонимов

3)*словарь синонимов

4)орфографический словарь

 

12. Под правильностью речи понимают…

1)*владение нормами литературного языка

2)соответствие слов и выражений целям и условиям общения

3)использование слов в соответствии с их лексическим значением

4)воздействие на эмоции и чувства аудитории

 

13. Употребление слов в соответствии с их значением является требованием ____________ норм

1)грамматических

2)*лексических

3)орфографических

4)орфоэпических

 

14. К функциональным стилям языка не относится …

1)*авторский стиль

2)публицистический стиль (стиль средств массовой информации)

3)научный стиль

4)официально-деловой стиль

 

15. Сферу общественно-политических отношений обслуживает …

1)научный стиль

2)*публицистический стиль (стиль средств массовой информации)

3)литературно-художественный стиль

4)разговорный стиль

 

16. «Первыми по традиции почуяли неладное финансовые рынки: рост сменился волатильностью, и многим российским компаниям пришлось вносить коррективы в свои планы. Один за другим откладывались заявленные выходы на иностранные биржи. Турбулентность на финансовых рынках повлияла и на масштабные планы приватизации, заявленные еще в конце прошлого года правительством. Российские банки, которые первыми принимают на себя удары кризиса, активно наращивают сейчас ликвидность - чтобы в случае ухудшения ситуации смягчить последствия новой волны. При этом проблем с самой ликвидностью сейчас нет, однако спрос на нее велик, что говорит о намерении банков запастись ею впрок - на всякий пожарный».

Правильно характеризует приведенный фрагмент следующее описание:

1)фрагмент принадлежит к публицистическому стилю; характеризуется отсутствием разговорных выражений

2)фрагмент принадлежит к официально-деловому стилю; в нем используется большое количество отглагольных существительных и отсутствуют экспрессивные выразительные средства

3)*фрагмент принадлежит к публицистическому стилю; в нем содержатся стандартные обороты и экспрессивные выражения

4)фрагмент принадлежит к научному стилю; характеризуется наличием сложных синтаксических конструкций и отсутствием экспрессивных оборотов

 

17. Клише, представляющие собой составные термины, используются в …

1)разговорном стиле

2)*научном стиле

3)литературно-художественном стиле

4)официально-деловом стиле

 

18. Все слова и словосочетания уместны в официально-деловом стиле в ряду:

1)исполнение, быстренько, преподавательница

2)заявитель, ООО «Огонек», отфутболить

3)*нижеследующий, обязуется выполнить, время

4)зловещий, несет ответственность, прозевать

 

19. Официально-деловую окраску имеет фразеологизм...

1)холодная война

2)воспрянуть духом

3)*возлагать ответственность

4)актуальность темы

 

20. Основной функцией научного стиля речи является …

1)*отображение действительности с помощью понятий логики

2)обслуживание официальных отношений в обществе

3)образное отображение действительности

4)рассказ о событиях, имеющих общественно-политическую значимость

 

21. В научном стиле речи не употребляются …

1)абстрактная лексика

2)*многозначные слова

3)клише, представляющие составные термины

4)отвлечённые существительные

 

22. Для научного стиля характерны словосочетания:

1)*методы исследования; прийти к выводу

2)густейший снег; предчувствие любви

3)действовать по инструкции; протокол заседания

4)прибыть с визитом; высшее учебное заведение

 

23. Жанры научного стиля – …

1)*конспект

2)интервью

3)заявление

4)*статья

5)эссе

6)*диссертация

7)*доклад

 

24. В аннотации книги не указывается …

1)тема и проблематика

2)*биография автора

3)основное содержание и структура

4)предполагаемая читательская аудитория

 

25. Сообщение об одной или нескольких научных статьях – это …

1)*реферат

2)конспект

3)план

4)выпускная бакалаврская работа

 

 

26. При подготовке устного доклада не надо освещать …

1)*список использованных источников

2)актуальность работы

3)проблему, которая затронута в работе

4)основные выводы исследования

 

27. Орфографических ошибок нет в ряду:

1)аннотация, инвистиция, инициатива, интеръактивный

2)баллотироваться, инциндент, искуссный, классификация

3)коммисия, коммерческий, компитенция, минимальный

4)*прецедент, аннулировать, ходатайство, объявление

 

28. Буква Е пишется на месте пропуска во всех словах в ряду:

1)ассорт…мент, заж…галка, деф…цит

2)иммун…тет, асс…гнование, лег…тимный

3)*апп…тит, пр…кратить, пр…стиж

4)пр…ступление, пр…оритет, сбл…жаясь

 

29. Буква А пропущена во всех словах в ряду:

1)*предл…гать, б…нальный, диап…зон

2)к…т…строфа, налог…плательщик, к…саться

3)бр…шюра, непром…каемый, издавн…

4)влев…, начист…, пол…гать

 

30. Во всех словах на месте пропуска пишется НН в ряду:

1)напряже…ый, нечая…ый, песча…ый

2)ране…ый, тума…ый, нежда…ый

3)прочита…ый, румя…ый, балова…ый,

4)*да…ый, довере…ость, клюкве…ый

 

31. Ударение падает на 3 слог во всех словах в ряду:

1)воспринять, кашлянуть, нефтепровод

2)аранжированный, медикамент, каталог

3)асимметрия, гусеница, псевдоним

4)*баловать, диспансер, верховенство

 

32. Ударение падает на 1 слог во всех словах в ряду:

1)договор, краны, торты

2)угли, завидно, камбала

3)*искра, кухонный, средства

4)мизерный, поняла, оптовый

 

33. Однако (1) желание рассуждать о языке (2) охватывает широкие слои общества (3) которым (4) кажется (5) что размышлять о языке проще (6) чем (7) например (8) о метеорологии (9) и что для этого не требуется большой специальной подготовки.

Правильно указаны места, где должны стоять запятые, в ряду:

1)1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

2)3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

3)*3, 5, 6, 7, 8, 9

4)1, 3, 5, 6, 7, 8, 9

 

34. Лексических ошибок нет в предложении:

1)Вчера сделал кардиограмму сердца.

2)В данный период времени он находится на даче.

3)*Во время соревнований произошло беспрецедентное событие.

4)В мае месяце жду вас всех у себя.
5)Артисты, выступающие в жанре народного фольклора, были приглашены на заключительный концерт.

6)Речь адвоката была четкой и внятной.

7)Компания предлагает качественное сервисное обслуживание

 

35. ____________ причиной ошибок в употреблении слов является незнание их значений.

1)типической

2)типовой

3)*типичной

4)типологической

 

36. Прямые контракты с поставщиками позволяют торговым фирмам поддерживать наиболее

________ цены на предлагаемые ими товары.

1)дешёвые

2)маленькие

3)небольшие

4)*низкие

 

37. Неверный вариант записи (в скобках приведены фамилии в именительном падеже) продолжения фразы «Телефонный звонок от ….» приведен в ряду:

1)Петра Коваленко (Петр Коваленко)

2)Ирины Петерс (Ирина Петерс)

3)*Хуана Родригес (Хуан Родригес)

4)Валентины Шило (Валентина Шило)

 

38. Правильно написано числительное в предложении «Библиотека пополнилась 584 книгами» в ряду:

1)*пятьюстами восемьюдесятью четырьмя книгами

2)пятьсот восьмидесяти четырьмя книгами

3)пятьсот восемьдесят четырьмя книгами

4)пятистами восьмидесятью четырьмя книгами

 

39. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1)Покупатель попросил дать ему примерить правую туфлю.

2)Кому приятно, чтобы ему наступили на любимую мозоль?

3)Итоги конкурса подвело авторитетное жюри.

4)*Странное инкогнито так и не назвало себя при встрече.

 

40. Грамматической ошибки нет в словосочетаниях:

1)шесть килограмм мандарин; выдать паспорты

2)отряд партизанов; профессиональные шоферы

3)*дождаться сумерек; морские офицеры

4)народные промыслы якут; технические инструкторы

 

41. Ошибок нет в предложении:

1)Ложите кофточку на полку!

2)*С таким менталитетом успеха не добьешься!

3)Я так соскучилась за тобой!

4)Это ведь ихняя машина стоит?

5)Мне надо к врачу за бюллетнем сходить.

6)Вы не скажете, сколько время?

 

42. Грамматически правильное продолжение предложения «Оказываясь перед проблемой выбора, …» приведено в ряду:

1)*человек опирается на информацию и принимает решение.

2)человеком на основе информации принимается решение.

3)человеку нужна информация для принятия решения.

4)анализируется информация и принимается решение.

 

43. Грамматически правильное продолжение предложения «Следуя решениям Киотского протокола, …» приведено в ряду:

1)планируется приостановление глобального потепления.

2)становится вероятным приостановление глобального потепления.

3)глобальное потепление может быть приостановлено.

4)*возможно приостановить глобальное потепление.

 

44. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1)Проблема в том, что в обществе отсутствует взаимопонимание между поколениями.

2)*Автор затрагивает проблему, что в обществе нет взаимопонимания между поколениями.

3)Автор затрагивает проблему отношений между поколениями в обществе.

4)*И пусть на этих километрах ему встретятся хорошие люди, а попутный ветер поможет их преодолеть.

 

45. Все наши сотрудники действовали согласно __________

1)*приказу

2)приказом

3)приказа

4)с приказом

 

46. Обсудив все детали договора, ____________

1)*стороны подписали договор.

2)он был подписан.

3)были внесены изменения.

4)состоялось его подписание.

 

47. Документ, который даёт право на совершение каких-либо действий от лица предприятия или гражданина, – это …

1)заявление

2)оферта

3)рекомендательное письмо

4)*доверенность

 

48. Вы потеряли ценную вещь и хотите, чтобы вам её вернули. В этом случае вы должны написать …

1)доверенность

2)заявление

3)объяснительную записку

4)*объявление

 

49. При выражении просьбы в официальной ситуации следует сказать:

1)«В настоящее время это невозможно»

2)«Примите мои искренние просьбы»

3)«Будет выполнено»

4)*«Не сочтите за труд, пожалуйста …»

 

50. Фраза «Я не в состоянии помочь» выражает …

1)согласие

2)просьбу

3)благодарность

4)*отказ

 

51. В ситуации, когда необходимо выразить несогласие с позицией делового партнера, наиболее подходящим является выражение:

1)«Я думаю по-другому»

2)*«Этот вопрос требует дополнительного обсуждения»

3)«Не согласен с Вами»

4)«Вы не правы»

52. Не принято задавать в ходе собеседования вопрос:

1)«Каковы Ваши интересы вне работы?»

2)* «Какое у Вас вероисповедание?»

3)«Какой у Вас опыт работы?»

4)«Каковы Ваши главные сильные стороны?»

 

53. При деловом телефонном разговоре следует говорить:

1)«Нам это неинтересно»

2)«Мы не сможем это сделать»

3)*«Мне необходимо уточнить …»

4)«Вы должны …»

 

54. Если сотрудника, которого просят к телефону, не оказалось на месте, снявшему трубку следует сказать:

1)«Его нет. Ничем не могу вам помочь»

2)«Он ушёл. А что вы хотели?»

3)*«Его сегодня не будет. Что ему передать?»

4)«Звоните позже»

 

 

55. Вербальные средства общения – это …

1)жесты и мимика

2)взгляд и улыбка

3)интонация и особенности речи

4)*слова и высказывания

 

56. В публичном выступлении следует избегать …

1)эмоций

2)зрительного контакта с аудиторией

3)шуток

4)*недифференцированного подхода к аудиториям разного возраста

 

57. В конце устного выступления надо …

1)*поблагодарить аудиторию

2)извиниться за допущенные ошибки

3)показать презентацию

4)показать графики и таблицы

 

58. Синонимом к фразеологизму «между Сциллой и Харибдой»» является выражение:

1)про и контра

2)бабушка надвое сказала

3)*между молотом и наковальней

4)палка о двух концах

 

59. В рекламном слогане «Мойте воду перед едой!» (реклама фильтра для очистки воды) использована (-о) …

1)антитеза

2)аллегория

3)олицетворение

4)*перефразирование устойчивого оборота

 

60. Индукция как метод изложения использована в предложениях:

1)*Петров вчера не справился с производственным заданием. Петров сегодня не справился с заданием. Следовательно, Петров не способен выполнять производственные задания.

2)При беге учащается сердцебиение. Я сейчас бегу, поэтому мой пульс учащен.

3)На планете происходит глобальное потепление. Значит, в следующем году будет теплее, чем в этом.

4)*В марте объем продаж в компании вырос. В апреле объем продаж также увеличился. Компанию ждет дальнейший рост продаж.

 

Контрольные вопросы к зачету по предмету «Русский язык и культура речи»

 

1. Формирование русского литературного национального языка (XVII – первая четверть XIX вв.). Русский литературный язык в Петровскую эпоху.

2. Русский литературный язык во второй половине XVIII в. Учение о «трех штилях» М.В. Ломоносова.

3. Русский литературный язык конца XVIII – начала XIX вв. Вклад Н.М. Карамзина в процесс формирования русского литературного национального языка. Полемика между Н.М. Карамзиным и А.С. Шишковым о путях развития русского языка.

4. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.

5. Русский язык советской эпохи (появление новых слов и устойчивых сочетаний; возникновение большого количества аббревиатур; исчезновение слов; связанных связанной с особенностями общественного строя и уклада дореволюционной жизни; сильное влияние живой разговорной речи).

6. Русский язык конца XX начала XXI столетий (увеличение притока иностранных слов; влияние средства массовой информации на речь общества; возвращаются слов, широко употреблявшиеся до революции 1917 г.; исчезновение слов, характеризующих советскую действительность; взрыв сквернословия; криминализация языка).

7. Язык и речь. Русский язык. Современный русский язык.

8. Разновидности национального языка (территориальные диалекты; профессионализмы; жаргоны; просторечие; литературный язык). Основные признаки литературного языка. Современный русский литературный язык как высшая форма национального русского языка.

9. О понятии «культура речи». Компоненты (аспекты) культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

10. Коммуникативные качества хорошей речи (правильность, точность, ясность и доступность, чистота, логичность, богатство, выразительность, уместность).

11. Понятие «языковая норма». Устойчивость и изменчивость и норм. Вариативность норм современного русского литературного языка.

12. Структурно-языковые типы норм современного русского литературного языка (акцентологические, орфоэпические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические).

13. Становление русских произносительных (орфоэпических) норм.

14. Особенности произношения гласных звуков (безударные гласные в русских и заимствованных словах, особенности употребления буквы Ё).

15. Особенности произношения согласных звуков (оглушение, озвончение, звук [г], согласные перед буквой Е, произношение сочетания ЧН).

16. Русское словесное ударение. Признаки русского словесного ударения (разноместность, подвижность).).

 

17. Богатство лексики русского языка (многозначность и омонимия, синонимия, антонимы и паронимы в русском языке).

18. Фразеологические обороты. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов (лексическое видоизменение фразеологизма; изменение грамматической формы фразеологизма).

19. Морфологические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления имен существительных. Род имени существительного (род имен существительных с основой на мягкий согласный и нулевым окончанием, род несклоняемых существительных).

20. Морфологические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления имен прилагательных (степени сравнения качественных прилагательных; краткая форма прилагательных; притяжательные прилагательные на -ов, -ин).

21. Морфологические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления имен числительных. Количественные числительные. Порядковые числительные.

22. Морфологические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления имен числительных. Собирательные числительные..

23. Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Нормы построения простых предложений. Предложения с деепричастными оборотами.

24. Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Нормы построения сложных предложений (ошибки в построении сложных предложений, прямая и косвенная речь).

25. Стиль языка. Функциональные стили русского языка.

26. Противопоставление книжных стилей и разговорного стиля. Основные различия между разговорным стилем и книжными стилями.

27. Научный стиль. Сфера употребления научного стиля, его основные черты. Подстили и жанры научных текстов. Лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

28. Официально-деловой стиль. Сфера употребления официально-делового стиля, его основные черты. Унификация и стандартизация документов. Жанры официально-делового стиля. Лексические, морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля.

29. Публицистический стиль. Сфера употребления публицистического стиля, его основные черты. Подстили и жанры публицистического стиля. Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля.

30. Художественный стиль. Сфера употребления художественного стиля, его основные черты. Основные формы реализации художественного стиля (проза, драма, поэзия). Использование выразительных средств в художественном стиле.

31. Разговорный стиль. Сфера употребления разговорного стиля, его основные черты. Лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля.

32. Устная публичная речь. Ораторское искусство (риторика, красноречие). Классификация современного красноречия.

33. Подготовка к публичному выступлению. Этапы подготовки публичного выступления (определение темы и ее формулировка, подбор материалов, изучение отобранной литературы, подготовка письменного текста речи).

34. Композиция публичной речи. Составление плана. Работа над вступлением, основной частью и заключением.

35. Аргументация в публичном выступлении. Виды аргументов (аргументы к существу дела; аргументы к человеку).

36. Оратор и его аудитория. Наличие «обратной связи». Зрительный контакт. Голосовой контакт.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: