Устойчивая связь взаимно ориентированных социальных действий образует социальное отношение (борьба, враждебность, обмен, конкуренция и т.д.). Социальные отношения, признанные законными, образуют социальный порядок.
Реально действуют отдельные люди, а не нации, государства. Поэтому социологи интерпретируют действия индивидов, ориентированных друг на друга. Социальные же институты интересны в том смысле, что индивиды ориентированы на них в своем поведении.
Учитывая, что социология изучает обобщенное поведение людей – как если бы оно протекало в неких идеальных условиях, – Вебер создает систему идеальных типов социальных действий.
Идеальные типы социальных действий
Идеальный тип | Цель | Средства | Общая характеристика |
Целерациональное | Ставится цель и выбираются рациональные способы ее достижения | Адекватные (целесообразные) | Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения Напр., поведение в торговле |
Ценностно- рациональное | Ставится цель, а способы ее достижения выбираются в соответствии с ценностями исполнителя | Адекватные заданной цели и ценностям | Рациональность может оказаться ограниченной – иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс, поведение капитана тонущего корабля) |
Традиционное | Цель уже определена до или за нас и способы уже выработаны, возведены в привычку | Привычные | Автоматическая реакция на привычные раздражители Все так поступают. Например, встать в очередь в магазине |
Аффективное | Цель как мания, способы достижения не выбираются (любые хороши) | Подручные | Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмоционального напряжения (под влиянием гнева, радости) |
Одна из стержневых идей веберовской социологии – идея о последовательном развитии рационализации социальной жизни как сущности социального прогресса. Суть этой идеи: увеличение калькулируемости всего, что поддается количественному учету и расчету.
|
|
Рационализация как процесс, как историческая тенденция, по Веберу, включает в себя:
1) в экономической сфере – организацию фабричного производства бюрократическими средствами и расчеты выгод с помощью систематических оценивающих процедур;
2) в религии – развитие теологических концепций интеллектуалами, постепенное исчезновение волшебного и вытеснение таинств личной ответственностью;
3) в политике – упадок традиционных норм узаконения и замещения харизматического лидерства регулярной партийной машиной;
4) в моральном поведении – больший акцент на дисциплину и воспитание;
5) в науке – последовательное снижение роли индивидуального инноватора и развитие исследовательских команд, скоординированных экспериментов и направляемой государством научной политики;
6) в обществе в целом – распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования.