Социология господства

В обществе всегда есть определенный порядок, поддерживаемый группой людей, которое использует физическое или психологическое принуждение и заставляет других людей подчиняться данному порядку.

Структура любого легального порядка непосредственно влияет на распреде­ление власти в данном обществе. Вообще власть можно определить как способность одного человека или группы реализовывать свою волю в совместном действии, даже вопреки сопротивлению других участников действия. Шире ее можно определить как способность проводить свою волю.

Власть может быть экономической, политической, основанной на отношении к социальным почестям (или престижу). Экономическая власть связана с экономическим порядком - способом производства и распределения товаров и услуг. Также в обществе всегда существует определенный порядок распределения почестей.

Власть - это принуждение к повиновению. Господство - это шанс встретить повиновение данному приказу. Иными словами, властные отношения в обществе включают веру в легитимность власти, в законность ее притязаний.

Отношения господства-подчинения основаны на взаимных экспектациях (ожиданиях):

- со стороны управляющего – того, кто отдает распоряжения, – ожидание того, что отдаваемое распоряжение будет непременно исполнено;

- со стороны управляемых – ожидание, что управляющий имеет право на отдание таких распоряжений.

Главная черта устоявшегося господства – легитимность!

В зависимости от характера легитимности, Вебер выделяет три идеальных типа социального господства:

Легально-рациональное господство: люди подчиняются не столько другим людям, сколько общепринятым законам, правилам, которые этими другими людьми выражаются и от имени которых они выступают.

Традиционное господство: основано на привычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими; приверженец традиционной власти принимает правила, которые воплощают обычай и древнюю практику.

Харизматическое господство: приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику; харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин.

 

Наиболее прогрессивным Вебер считает 1 тип господства. Важнейшая форма управления при легально-рациональном господстве – бюрократия. Вебер уделяет исследованию этого феномена настолько серьезное внимание, что его иногда считают основоположником социологической теории бюрократии.

Важные черты бюрократической организации:

• Эффективность, достигаемая благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата, что дает возможность использовать на каждой из позиций узкоспециализированных и высококвалифицированных специалистов. • Иерархизация власти, которая позволяет вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих сотрудников.

• Формально установленная и четко зафиксированная система правил, обеспечивающая единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям и не допускающая неопределенности и двусмысленности толкования распоряжений.

• Безличностность (формализованность) административной деятельности.

• Эмоциональная нейтральность отношений: каждый функционер выступает не как особая неповторимая личность, а как формальный носитель социальной власти определенного уровня, представитель занимаемой им должности.

• Администрирование, основанное на письменных документах.

• Рекрутирование персонала на основе способностей и технических знаний, полученных с помощью специального образования.

• Долгосрочная служба.

• Продвижение на основе старшинства или заслуг.

• Фиксированное жалование с разделением приватного и официального дохода.

Социология религии

Свое исследование Вебер начинает с фактов.

• Среди предпринимателей, владельцев капитала, квалифицированных рабочих наблюдается несомненное преобладание протестантов. Эта статистика характерна для любой страны со смешанным вероисповеданием.

• Существуют также различия в характере среднего образования - католики предпочитают давать детям гуманитарное, классическое образование, а протестанты - образование, готовящие к буржуазному предпринимательству.

• Большая часть квалифицированных рабочих приходит в промышленность из ремесленной среды, при этом занятые в ремесле католики предпочитают остаться в ремесле, а протестанты в основном уходят в промышленность.

Этим фактам Вебер дает такое объяснение - выбор профессии и дальнейшее направление деятельности зависит от определенного склада психики, привитого в семье воспитанием; главную роль здесь играет религиозная атмосфера в семье.

Поэтому необходимо выяснить, какие элементы религии протестантизма и католицизма определяют такое различие в экономическом поведении индивидов, их выбор в пользу капиталистического предприятия. Что такое дух капитализма? Это определенные нормы хозяйственного поведения индивида. Главной нормой здесь является рациональное ведение хозяйства, основанное на увеличении производительности труда и подчиненное росту прибыли. Такой тип хозяйственного поведения в Западной Европе сложился во многом под влиянием идей Реформации, прежде всего учений Жана Кальвина и Мартина Лютера.

Протестантизм - направление христианской религии, возникшее в XVI веке на северо-западе Европы, стремящееся реформировать церковь.

Вебер считает наиболее важными для формирования нового отношения к труду идею призвания (профессионального долга) и идею предопределения. Труд становится самоцелью, что не свойственно средневековому обществу.

Согласно Лютеру, мир создан Богом, Богом создан определенный порядок в мире. Каждый занимает свое место, осуществляет свою профессию - и это не только способ физического выживания, но и священный долг перед Богом. Каждый человек должен контролировать свое поведение, все свои поступки и проверять их этическую значимость - насколько хорошо он служит Богу. Постоянный самоконтроль, самоотчет, подчиненность всех действий единой цели - вот подлинно аскетический образ жизни. Верующий должен не наслаждаться жизнью, нищенствуя и ничего не делая, а трудиться и телом, и душой.

Идея профессии как призвания, как священного долга соединилась с идеей о предопределении. Все люди делятся на спасенных и проклятых. Спасенные (избранные) после смерти попадут в рай. Проклятые - в ад. Еще до рождения человека его судьба предопределена. Человек своим поведением уже не может повлиять на свое существование после смерти - в рай он попадет или в ад. Но он может узнать, к избранным он принадлежит или к проклятым. Первое свидетельство избранности - постоянство веры. Второе - успех в деятельности. Неутомимая деятельность в рамках своей профессии на славу Бога и по его воле дает уверенность в своем избранничестве. Успех выражается в прибыли. Работа - и долг, и спасение. Невозможно отдохнуть, расслабиться, потратить деньги на удовольствия - ведь эти деньги можно вложить в производство и получить еще большую прибыль. Чтобы получить прибыль, нужно правильно, рационально организовать свое предприятие.

Основная идея: экономическое поведение людей существенно зависит не только от характера производственных отношений (как утверждает марксизм), но и от мировоззрения, общих взглядов людей на окружающий мир. А религиозные догмы, укоренившиеся в головах людей и их истолкование – это и есть важнейшая составная часть их общего видения мира. Поэтому, например, на рынке христианин будет вести себя совсем не так, как мусульманин или буддист.

Вебер задумывается о том, что капитализм как экономическая, политическая и культурная система добился наибольших успехов в тех странах, где господствующим было протестантское вероисповедание. Центральная мысль этики протестантизма: делай свое земное дело как можно лучше – только этим ты можешь быть угоден Богу.

Одна из идей, выражающих, по Веберу, «дух капитализма»: “Честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью – все эти качества именно поэтому и являются добродетелями”. Кроме того, более быстрому развитию капитализма существенно содействовала норма протестантской этики, выражающая самоограничение в потреблении материальных благ с целями капиталистического накопления: «Произвести как можно больше и потребить как можно меньше».

Вебер указывает, что и в других цивилизациях (например, в китайской) можно было найти немало рациональных предпосылок к развитию капиталистического хозяйственного строя, однако в них отсутствовал религиозный (а следовательно, нравственно-этический) фактор.

Протестантизм много дал для культурного содержания раннего капитализма – индивидуализм, мотивацию к достижениям, враждебность к унаследованному богатству и роскоши, законность предпринимательского призвания, сопротивление магии и суеверию, стремление к организации и расчету в общественной и личной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: