Какую ценность представляет собой университетское образование в современном обществе? Прежде всего, определим, какой смысл мы вкладываем в понятие «университет»? Университет — это высшее учебное заведение, в котором ведется подготовка профессионалов на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру
естественнонаучных, гуманитарных и других направлений, проводятся фундаментальные научные исследования и обучение. Перечислим некоторые характеристики университета: научнообразовательный характер деятельности, открытость и способность к самоорганизации, относительная автономия, инновационность.
К функциям современного университета относятся:
· интеллектуальная (сохранение, передача и создание знаний, науки, культуры, учености)
|
|
· исследовательская (развитие знаний, свободный поиск истины)
· социальная (подготовка и переподготовка специалистов, высококвалифицированной рабочей силы)
· сервисная (обеспечение экспертных оценок развития общества),
· образовательная (культивирование и формирование интеллектуального капитала общества)
· гуманистическая (овладение фундаментальными общечеловеческими идеями, концепциями, ценностями)
Личностная ценность образования определяется тем, что приближает человека к идеалу (карьеры, счастья), работает на будущее, пред
определяя личностные качества человека, его образованность, мировоз
зрение и поведение, делает более продуктивным труд каждого человека.
В качестве важнейшего результата образовательной деятельности студентов в университете следует рассматривать желание выпускников
получить второе высшее образование или учиться дальше (в магистрату
ре, аспирантуре). Участие вузов в повышении личностной ценности образования, несомненно, является значимым вкладом в развитие
образованности и профессионализма граждан.
Общественная ценность образования состоит в том, что в процессе обучения и воспитания человек усваивает опыт поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений, различные уровни, типы
|
|
культурного наследия и на этой основе обретает ориентиры собственно
го индивидуального развития. Роль университетов заключается в обслуживании направлений развития общества и расширении перспектив гуманизма, продвижении, создании и распространении знаний путем исследовательской деятельности, обеспечении общества необходимыми знаниями в области культурного, социального и
экологического развития, для развития естественнонаучных и технологических исследований.
Университет создает особые условия для формирования культурного человека и хорошего профессионала. Вовлечение студентов в научноисследовательскую деятельность позволяет развивать исследовательскую компетентность (умение четко формулировать методологический аппарат и задачи исследования, спланировать эксперимент, владение методами исследования, умение теоретически обосновать и экспериментально проверить научную идею, умение проводить методологическую рефлексию, умение вести научную дискуссию и подготовить публикацию).
В педагогическом взаимодействии осуществляется личностный контакт воспи
тателя и воспитанников, в результате происходят взаимные изменения их
поведения, деятельности, отношений, установок. Важно, чтобы деятельность современного преподавателя высшей школы отражала два образа: профессорпедагог и педагогученый. В этих образах соединены ключевые функции университетского образования: передача культуры,
обучение профессиям, научное исследование и подготовка новых ученых
Университетское образование призвано играть роль опережающей образовательной системы XXI века и обеспечивать становление глобального информационного общества, общества знаний. Новая научно образовательная система совместно с другими социальными институтами призвана стать базой информационного постиндустриального общества не только как общества, основанного на знаниях, но и как самообучающегося общества. В становлении такого общества значительный вклад призван внести самообучающийся университет — университет с гибкой организационной структурой, высокоэффективным творческим персоналом, развитой корпоративной культурой и способностью к самообновлению.