Роль и функции университетского образования в современном мире

 

Какую ценность представляет собой университетское образование в современном обществе? Прежде всего, определим, какой смысл мы вкладываем в понятие «университет»?  Университет  — это высшее учебное заведение, в котором ведется подготовка профессионалов на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру

естественнонаучных, гуманитарных и других направлений, проводятся фундаментальные научные исследования и обучение. Перечислим некоторые характеристики университета: научно­образовательный характер деятельности, открытость и способность к самоорганизации, относительная автономия, инновационность.

К функциям современного университета относятся: 

· интеллектуальная (сохранение, передача и создание знаний, науки, культуры, учености) 

· исследовательская (развитие знаний, свободный поиск истины)  

· социальная (подготовка и переподготовка специалистов, высококвалифицированной рабочей силы) 

· сервисная (обеспечение экспертных оценок развития общества), 

· образовательная (культивирование и формирование интеллектуального капитала общества) 

· гуманистическая (овладение фундаментальными общечеловеческими идеями, концепциями, ценностями)

 

Личностная ценность образования  определяется тем, что приближает человека к идеалу (карьеры, счастья), работает на будущее, пред­

определяя личностные качества человека, его образованность, мировоз­

зрение и поведение, делает более продуктивным труд каждого человека.

В качестве важнейшего результата образовательной деятельности студентов в университете следует рассматривать желание выпускников

получить второе высшее образование или учиться дальше (в магистрату­

ре, аспирантуре). Участие вузов в повышении личностной ценности образования, несомненно, является значимым вкладом в развитие

образованности и профессионализма граждан.

 

Общественная ценность образования  состоит в том, что в процессе обучения и воспитания человек усваивает опыт поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений, различные уровни, типы

культурного наследия и на этой основе обретает ориентиры собственно­

го индивидуального развития. Роль университетов заключается в обслуживании   направлений развития общества и расширении перспектив гуманизма, продвижении, создании и распространении знаний путем исследовательской деятельности, обеспечении общества необходимыми знаниями в области культурного, социального и

экологического развития, для развития естественнонаучных и технологических исследований.

 

Университет создает особые условия для формирования культурного человека и хорошего профессионала. Вовлечение студентов в научно­исследовательскую деятельность позволяет развивать исследовательскую компетентность (умение четко формулировать методологический аппарат и задачи исследования, спланировать эксперимент, владение методами исследования, умение теоретически обосновать и экспериментально проверить научную идею, умение проводить методологическую рефлексию, умение вести научную дискуссию и подготовить публикацию).

 

В педагогическом взаимодействии осуществляется личностный контакт воспи­

тателя и воспитанников, в результате происходят взаимные изменения их

поведения, деятельности, отношений, установок. Важно, чтобы деятельность современного преподавателя высшей школы отражала два образа: профессор­педагог и педагог­ученый. В этих образах соединены ключевые функции университетского образования: передача культуры,

обучение профессиям, научное исследование и подготовка новых ученых

 

Университетское образование призвано играть роль опережающей образовательной системы XXI века и обеспечивать становление глобального информационного общества, общества знаний. Новая научно­ образовательная система совместно с другими социальными институтами призвана стать базой информационного постиндустриального общества не только как общества, основанного на знаниях, но и как самообучающегося общества. В становлении такого общества значительный вклад призван внести самообучающийся университет — университет с гибкой организационной структурой, высокоэффективным творческим персоналом, развитой корпоративной культурой и способностью к самообновлению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: