Основные понятия и категории пед.науки

В педагогике можно выделить три категории: воспитание, образование, обучение.

· Воспитание - это целенаправленный и специальный процесс формирования этических, эстетических, нравственных, умственных и физических качеств человека.
Сейчас под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитатель передает накопленный человечеством опыт, знакомит с миром культуры, инициирует к самовоспитанию. Ученик должен овладеть культурой работы над собой, способами общения и нравственным понятиям.

· Образование – это усвоение человеком определенной совокупности знаний, обобщенных наук и формирование на этой основе определенных качеств личности.
Понимается как процесс обучения, воспитания человека и их результат, который представляет собой систему. Образование включает в себя и воспитание. Принципы, методы, формы обучения и воспитания являются основным фактором направленности образования (педагогического или технократического, демократического или авторитарного).

· Обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, которая направлена на усвоение знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется развитие личности. В процессе обучения происходит процесс взаимодействия учителя и ученика, как результат – развитие ученика. В этом процессе учитель передает знания, жизненный опыт, основы культуры, управляет процессом освоения обучения, создает условия для развития психических свойств личности учащегося.

Воспитание и обучение диалектически связаны друг с другом. Воспитание и обучение, являясь способами осуществления педагогического процесса, представляют собой технологии образования, в которых фиксируются этапы и ступени достижения выдвинутых целей образования. Воспитание и обучение рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры и являются качественными характеристиками образования, включающими в себя результаты педагогического процесса, которые отражают степень реализации целей образования. Соотношение же этих трех категорий выразим в утверждении, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как организованную определенным образом деятельность, результатом которой является развитие человека. Если рассматривать процессы воспитания, обучения или образования в качестве системы, то необходимо выделить следующие элементы: цель, средства, результат, объекты! и субъекты! процесса. Существует также процесс самовоспитания, который характеризуется постановкой учеником воспитательной цели перед самим собой. При этом он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания.

Б-16

3. Целостный педагогический процесс: сущность и функции
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Педагог - субъект, организующий и направляющий этот процесс. Воспитанник - субъект, чья деятельность является необходимым условием усвоения им опыта, накопленного человечеством, во всем его многообразии. Педагоги и воспитанники как субъекты деятельности (деятели) являются главными компонентами педагогического процесса. К компонентам педагогического процесса относятся также его цели, результаты, содержание, организация.

Опыт, осваиваемый воспитанниками в деятельности, составляет содержание педагогического процесса. Освоение опыта наиболее успешно происходит при использовании специально подобранных для этого педагогических способов взаимодействия и средств в специально организованных условиях. Таким образом, сущность педагогического процесса состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных способов и средств.

Цель педагогического процесса детализируются в педагогических задачах. Педагогическая задача формулируются в результате осмысления конкретной педагогической ситуации, соотнесённой целью и условиями её реализации. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Решение каждой педагогической задачи означает шаг на пути к поставленной цели.

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.

Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.

В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов:

· Знаний - теоретических сведений, содержащих в обобщённом и систематизированном виде опыт, накопленный человечеством (в том числе - знаний о способах действий);

· умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовым алгоритмам;

· опыта творческой деятельности - опыта действий в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не известен;

· опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Во взаимосвязи этих элементов реализуется единство основных функций педагогического процесса: образовательной, развивающей и воспитательной. Основные функции, в свою очередь, трансформируются в единство образовательных, развивающих и воспитательных задач, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели педагогического процесса: формирования гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе.

Планирование педагогической профессии

Планирование карьеры предполагает работу с собой, самооценку своих достижений, самоанализ собственной деятельности успехов и неудач, самоорганизацию по выполнению намеченных целей, глубокий самоанализ жизненных целей, и определение того, что действительно хочется. Планирование карьеры позволяет решать проблему мотивации педагога к профессиональной самореализации, делает процесс повышения собственного уровня прозрачным и привлекательным. Достижение более высокого профессионального уровня повышает авторитет педагога в профессиональной среде, в глазах родителей, формирует положительный имидж успешного профессионала.

Кроме того, в планировании карьеры не маловажное значение имеет кадровая политика учреждения это связано, прежде всего, со следующими моментами:

· Приветствуется ли продвижение по карьерной лестнице руководителем организации.

· Приветствуется им и коллективом профессиональный рост, инициативность, творчество.

· Приветствуется ли в организации активность, исследовательская деятельность, исполнительность, разработка и внедрение собственных программ, проектов, технологий, обязательное участие в разных профессиональных конкурсах.

При планировании профессиональной карьеры учитываются следующие моменты:

· индивидуальные личностные качества (уровень притязаний, ценностные ориентации, общительность, мотивация к успеху, творческие способности);

· уровень профессиональных навыков, качественное исполнение должностных обязанностей, ответственность, интересы в профессиональной деятельности;

При построении карьеры педагог чаще ставит следующие задачи: добиться более высокого профессионального уровня, обеспечить материальное благополучие, расширить кругозор, поднять авторитет среди коллег, родителей, добиться признания и уважения окружающих.

 

Б-17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: