Педагогика: наука и искусство

Педагогика как наука

Вопрос о месте педагогики в системе наук, о том, является она наукой или искусством, имеет свою историю. И мы вслед за добросовестными исследователями, которые начинают изучать любой вопрос с его истории, сделаем экскурс в нее. Мы уже показывали выше, что педагогика как самостоятельная наука возникла в 17 веке, благодаря усилиям и научным трудам чешского педагога Я.А. Коменского.

Я.А. Коменский, Песталоцци утверждали, что результаты воспитания зависят от правильного метода. Их усилия и были направлены на то, чтобы этот метод обнаружить, изучить и использовать.

Русским педагогом, который много сделал для определения соотношения науки и искусства в педагогике, был К.Д. Ушинский. В своей работе “Человек как предмет воспитания” он писал: ”Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и почетным, а иногда даже делом легким... Некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык; но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способностей и навыка, необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические заблуждения наши могли бы всех убедить в этом.”. В этой же работе К.Д.Ушинский приходит к выводу о том, что воспитание опирается на науку, но вместе с тем педагогика является искусством сложным, самым высоким и самым необходимым из всех искусств, т.к. стремится к идеалу вечно достигаемому и никогда недостижимому - к идеалу совершенного человека.

Идеи К.Д.Ушинского развил замечательный русский педагог П.П. Блонский. Он считал, что педагогическое мастерство достигается личным опытом и является результатом личного творчества; талант приобрести нельзя.

“Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому и потому лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки может существовать педагогика”- писал П.П. Блонский.

Уточняют и дополняют этот вывод следующие соображения А.С.Макаренко: нельзя основывать воспитание миллионов детей и юношей на случайном распределении педагогических талантов; мастером может стать каждый педагог; передавать педагогическое искусство (а, следовательно, и педагогическую технику) помогают образцы, конкретные примеры, воплощающие теоретическую мысль.

Выяснение вопроса о том, является ли Педагогика наукой или искусством по сути дела является вопросом соотношения между теорией и практикой.

Соотношение между теорией и практикой в столь многогранной и интимной области, как воспитание человека, отличается исключительной сложностью.

Раскроем особенности педагогики как науки.

Сначала дадим общее определение науки. Наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; деятельность по получению нового знания; ее результат - сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.

С этих основных позиций и определим особенности педагогической науки.

К фактам педагогической науки можно отнести результаты педагогического наблюдения за развитием личности школьника, за ходом реального педагогического учебно-воспитательного процесса в том или ином образовательном учреждении, результаты инновационной деятельности школы.

К основным научным понятиям (категориям) педагогики следует отнести следующие: воспитание, обучение, образование, развитие, просвещение.

В любой науке очень важен вопрос о законах и закономерностях

Следует подчеркнуть одну существенную особенность педагогических законов: они носят характер статистических закономерностей, т.е. выполняются не абсолютно, а в большинстве случаев.

В педагогике также четко можно выделить теории: теорию обучения (дидактику), теорию воспитания, теорию урока. К принципам педагогической науки следует отнести, например, принцип природосообразности, который заключается в том, что природа учащегося, его здоровье, физическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие являются условием результативности педагогического процесса. Следует также упомянуть о принципе развивающего обучения, который предписывает педагогу, организующему педагогический процесс, развивать активность ученика, включать во все возможные виды творческой деятельности.

Объект науки - это фрагмент реальности, на изучение которого направлена активность исследователя.

Объектом педагогики как науки является живая развивающаяся личность ребенка. Но личность изучают и другие науки (психология, социология, литература). У каждой из этих наук есть свой аспект изучения, иначе говоря - предмет науки.

Предмет науки - конкретная часть объекта изучения или процесс в нем, который исследуется, изучается.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, в результате которого происходит становление личности.

Сущность педагогического процесса заключается в создании и постоянном поддерживании условий, способствующих саморазвитию, самореализации Человека, становлению Личности.

Свое название педагогика получила от греческих слов "пайдос" - дитя и "аго" - вести. В дословном переводе "пайдагогос" означает "детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: