Вопрос Социальные организации, причины их создания и развития. Виды и типы организаций

типы

В зависимости от оформления организационной структуры социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

• Неформальная — это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, то есть непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой.

• Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

Виды

Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная и общественная организация.

I. Трудовая организация — это: организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций.

II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:

1) по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности:

а) государственная;

б) кооперативная;

в) акционерная;

г) собственность трудового коллектива;

д) частная;

е) совместная с иностранным капиталом;

ж) иностранная;

2) по сферам деятельности:

а) организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т. д.),

б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т. д.).

III.Общественные организации — неправительственные/негосударственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделяются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные, культурные и др.

По степени сплоченности среди социальных организаций выделяются следующие: организация-ассоциация, организация-кооперация, организация-коллектив, организация-корпорация.

 

44. Управление организацией – непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в целом для достижения поставленной цели.

Основные задачи:

1. Поставить цель - ориентир, характеризующийся количественным, либо же качественным значением. Данному ориентиру должно соответствовать значение контролируемого параметра.

2. Дать оценка (сравнение) - на протяжении деятельности организации использование критериев, которые задаются характеристиками управленческого контура.

3. Принять управленческое решение

 

45. Система управления организацией должна обладать: гибкостью производства; придавать значение требованиям к уровню качества обслуживания потребителей; учитывать конкуренцию на рынке товаров (услуг); принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды и др.

Уровень организованности системы определяют по требованиям, предъявляемым к системе управления. К ним относятся:

- динамичность системы;(это способность под воздействием внешних и внутренних недовольств находиться в определенном неизмененном качественном состоянии.)

- наличие в системе управляющего параметра;(это параметр, использование которого обеспечивает управление деятельностью всей системы и ее отдельных элементов. Подобного вида параметром может являться является руководитель подразделения конкретного уровня.)

- наличие в системе контролирующего параметра;(Функцию контролирующего параметра обеспечивает один из сотрудников управленческого аппарата. Всякие управленческие решения в системе управления обязаны проходить через элемент, осуществляющий функции контролирующего параметра.)

- детерминированность (определяемость) элементов системы;

- наличие в системе каналов обратной связи

Соблюдение установленных требований обеспечивает условия эффективного уровня функционирования системы управления.

 

46. Линейная структура управления является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций.

Линейно-функциональная структура управления основана на так называемом «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя – функциональных руководителей.

Линейно-штабная структура управления представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач.

Матричная структура управления представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей:

с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.

Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ. Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры. Она предусматривает возложение на руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ. Этот руководитель наделяется всеми правами распоряжения в части деятельности, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов.

Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов.

Функционально-объектная структура управления предусматривает выделение в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в дополнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении.

 

47. Достоинствами данного вида организационных структур управления являются:

1. четкая система взаимосвязей типа «начальник — подчиненный»;

2. в явном виде выраженная ответственность;

3. наличие быстрой реакции на прямые управленческие воздействия;

4. относительная простота построения организационной структуры управления;

5. высокая степень «прозрачности» деятельности всех структурных единиц.

Среди недостатков можно выделить:

- чрезмерную нагрузку на базовый уровень управления;

- отсутствие вспомогательных подразделений;

- отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями;

- высокую зависимость от личных качеств руководителей любого уровня.

 

48.Гибкие структуры управления, их преимущества Противоположностью жестких (бюрократических) структур управления являются гибкие или адаптивные структуры, которые могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям деятельности, целям, задачам, а также они способствуют выдвижению новых идей и развитию коллективного творчества. Выделяют несколько разновидностей адаптивных структур: проектные, матричные, программно- целевые, фрагментарные, адхократические и процессные. Проектная структура управления. Суть: временная организация, создаваемая для решения комплексной задачи (разработка проекта и его реализация). Особенность: временное образование, осуществляющее проведение экспериментов, освоение нового вида продукции, технологии, методов управления, что связано с риском неудачи финансовых потерь. После завершения работ проектная организация ликвидируется. Достоинства: высокая специализированно сть, целевая ориентация, четкость, мобильность, позволяющие достичь высокого качества выполнения работы. Недостатки: ресурсы в течении всего срока реализации проекта связаны в нем, и даже в случае крайней необходимости ими нельзя воспользоваться, а по завершению работ и высвобождении они не всегда могут найти дальнейшее применение. Матричные структуры управления. Суть: в рамках существующей линейно- функциональной структуры решается важная для организации конкретная целевая программа. Особенность: двойное подчинение, а именно — непосредственно начальнику отдела и руководителю проекта; создаются в рамках существующих подразделений временных рабочих групп, предназначенных для решения задач. Достоинства: гибкость и адаптивность, высокая оперативность реализации новых проектов, освобождение высшего руководства от решения оперативных вопросов, реализация творческого потенциала участников проекта. Недостатки: двойное подчинение приводит к конфликтам и неразберихе, обостряется борьба за власть. Область распространения: целесообразны при освоении новых видов проектов, продуктов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: