типы
В зависимости от оформления организационной структуры социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.
• Неформальная — это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, то есть непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой.
• Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.
Виды
Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная и общественная организация.
I. Трудовая организация — это: организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций.
|
|
II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:
1) по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности:
а) государственная;
б) кооперативная;
в) акционерная;
г) собственность трудового коллектива;
д) частная;
е) совместная с иностранным капиталом;
ж) иностранная;
2) по сферам деятельности:
а) организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т. д.),
б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т. д.).
III.Общественные организации — неправительственные/негосударственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделяются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные, культурные и др.
По степени сплоченности среди социальных организаций выделяются следующие: организация-ассоциация, организация-кооперация, организация-коллектив, организация-корпорация.
|
|
44. Управление организацией – непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в целом для достижения поставленной цели.
Основные задачи:
1. Поставить цель - ориентир, характеризующийся количественным, либо же качественным значением. Данному ориентиру должно соответствовать значение контролируемого параметра.
2. Дать оценка (сравнение) - на протяжении деятельности организации использование критериев, которые задаются характеристиками управленческого контура.
3. Принять управленческое решение
45. Система управления организацией должна обладать: гибкостью производства; придавать значение требованиям к уровню качества обслуживания потребителей; учитывать конкуренцию на рынке товаров (услуг); принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды и др.
Уровень организованности системы определяют по требованиям, предъявляемым к системе управления. К ним относятся:
- динамичность системы;(это способность под воздействием внешних и внутренних недовольств находиться в определенном неизмененном качественном состоянии.)
- наличие в системе управляющего параметра;(это параметр, использование которого обеспечивает управление деятельностью всей системы и ее отдельных элементов. Подобного вида параметром может являться является руководитель подразделения конкретного уровня.)
- наличие в системе контролирующего параметра;(Функцию контролирующего параметра обеспечивает один из сотрудников управленческого аппарата. Всякие управленческие решения в системе управления обязаны проходить через элемент, осуществляющий функции контролирующего параметра.)
- детерминированность (определяемость) элементов системы;
- наличие в системе каналов обратной связи
Соблюдение установленных требований обеспечивает условия эффективного уровня функционирования системы управления.
46. Линейная структура управления является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций.
Линейно-функциональная структура управления основана на так называемом «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя – функциональных руководителей.
Линейно-штабная структура управления представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач.
Матричная структура управления представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей:
с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.
Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ. Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры. Она предусматривает возложение на руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ. Этот руководитель наделяется всеми правами распоряжения в части деятельности, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов.
|
|
Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов.
Функционально-объектная структура управления предусматривает выделение в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в дополнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении.
47. Достоинствами данного вида организационных структур управления являются:
1. четкая система взаимосвязей типа «начальник — подчиненный»;
2. в явном виде выраженная ответственность;
3. наличие быстрой реакции на прямые управленческие воздействия;
4. относительная простота построения организационной структуры управления;
5. высокая степень «прозрачности» деятельности всех структурных единиц.
Среди недостатков можно выделить:
- чрезмерную нагрузку на базовый уровень управления;
- отсутствие вспомогательных подразделений;
- отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями;
- высокую зависимость от личных качеств руководителей любого уровня.
48.Гибкие структуры управления, их преимущества Противоположностью жестких (бюрократических) структур управления являются гибкие или адаптивные структуры, которые могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям деятельности, целям, задачам, а также они способствуют выдвижению новых идей и развитию коллективного творчества. Выделяют несколько разновидностей адаптивных структур: проектные, матричные, программно- целевые, фрагментарные, адхократические и процессные. Проектная структура управления. Суть: временная организация, создаваемая для решения комплексной задачи (разработка проекта и его реализация). Особенность: временное образование, осуществляющее проведение экспериментов, освоение нового вида продукции, технологии, методов управления, что связано с риском неудачи финансовых потерь. После завершения работ проектная организация ликвидируется. Достоинства: высокая специализированно сть, целевая ориентация, четкость, мобильность, позволяющие достичь высокого качества выполнения работы. Недостатки: ресурсы в течении всего срока реализации проекта связаны в нем, и даже в случае крайней необходимости ими нельзя воспользоваться, а по завершению работ и высвобождении они не всегда могут найти дальнейшее применение. Матричные структуры управления. Суть: в рамках существующей линейно- функциональной структуры решается важная для организации конкретная целевая программа. Особенность: двойное подчинение, а именно — непосредственно начальнику отдела и руководителю проекта; создаются в рамках существующих подразделений временных рабочих групп, предназначенных для решения задач. Достоинства: гибкость и адаптивность, высокая оперативность реализации новых проектов, освобождение высшего руководства от решения оперативных вопросов, реализация творческого потенциала участников проекта. Недостатки: двойное подчинение приводит к конфликтам и неразберихе, обостряется борьба за власть. Область распространения: целесообразны при освоении новых видов проектов, продуктов.
|
|