Тема: 2.15. Наука. Естественные и социально - гуманитарные науки.
Домашнее задание: устный опрос, понятия, особенности научного познания
Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
| НАУКА | Институт общества со своей структурой и функциями (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.) | |
| Отрасль духовно производства: система научных знаний и опытно-конструкторских изысканий | ||
| Особая система знаний, приведённая в целостную систему на основе определённых принципов | ||
| Основная продукция: понятия, законы, теория | ||
| НАУКА | | Общество |
| - потребности развития общества - материально-техническая база общества | ||
| Внутренние законы науки | |
| - преемственность |
Функции современной науки
| Культурно-мировоззренческая | Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразия, выработать своё мировоззрение, научные представления - часть общего образования, культуры. |
| Познавательно-объяснительная | Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
| Прогностическая | Прогнозирует последствия изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
| Особенности научного познания САМОСТОЯТЕЛЬНО!!! |
| НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | ||
| Уровни научного познания: | Формы | Методы |
| Эмпирический - выявление объективных фактов, как правило со стороны их очевидныхсвязей. | - научный факт; - проблема; - эмпирический закон; - гипотеза; - теория - методы | - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение |
| Теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. | Универсальны е: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восходящего к абстрактному и от абстрактного к конкретному; формализация, математизация |
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
| Объект изучения | Точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные |
| Направленность и непосредственное отношение к практике | Фундаментальные, прикладные |
Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
| Социальное знание | Гуманитарное знание | |
| анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений | анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, измерений. |






