Тема: 2.15. Наука. Естественные и социально - гуманитарные науки.
Домашнее задание: устный опрос, понятия, особенности научного познания
Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
НАУКА | Институт общества со своей структурой и функциями (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.) | |
Отрасль духовно производства: система научных знаний и опытно-конструкторских изысканий | ||
Особая система знаний, приведённая в целостную систему на основе определённых принципов | ||
Основная продукция: понятия, законы, теория | ||
НАУКА | Общество | |
- потребности развития общества - материально-техническая база общества | ||
Внутренние законы науки | ||
- преемственность |
Функции современной науки
Культурно-мировоззренческая | Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразия, выработать своё мировоззрение, научные представления - часть общего образования, культуры. |
Познавательно-объяснительная | Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
Прогностическая | Прогнозирует последствия изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
|
|
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания САМОСТОЯТЕЛЬНО!!! |
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | ||
Уровни научного познания: | Формы | Методы |
Эмпирический - выявление объективных фактов, как правило со стороны их очевидныхсвязей. | - научный факт; - проблема; - эмпирический закон; - гипотеза; - теория - методы | - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение |
Теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. | Универсальны е: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восходящего к абстрактному и от абстрактного к конкретному; формализация, математизация |
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
Объект изучения | Точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные |
Направленность и непосредственное отношение к практике | Фундаментальные, прикладные |
Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
|
|
Социальное знание | Гуманитарное знание | |
анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений | анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, измерений. |