Тематика семинарских занятий по дисциплине «Основы профориентологии»
Семинар 1. Понятие «самоопределение» и его особенности.
1. Понятия «самоопределение» «профессиональное самоопределение» с точки зрения различных наук.
2. Трудовая деятельность человека: осознание, смысл, результат.
3. Смысловая составляющая трудовой деятельности психолога и социального педагога.
4. Основные цели, типы и уровни трудовой деятельности человека.
Семинар 2. Профориентация как социально-культурное явление.
1. Понятие «профориентация» и его особенности.
2. Виды профориентации, различные классификационные подходы.
3. Социальное и культурное значение профориентации: общее и различное.
4. Личностные и социальные последствия низкой вовлеченности молодежи в профориентационный процесс (примеры).
Семинар 3. Профориентация в культурно-историческом контексте.
1. Истоки возникновения труда и профориентации в человеческом обществе.
2. Ключевые персоналии в истории развития профориентации: отечественный и зарубежный опыт.
3. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.
4. Профориентация как ключевой элемент государственной кадровой политики.
Семинар 4. Особенности процесса профессионального развития личности.
1. Профессиональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема.
2. Теория «карьерной зрелости» Д. Сьюпера, ее особенности и характеристика.
3. Концепция профессионального становления Т. Кудрявцева: сущность и содержание.
4. Сравнительный анализ отечественной и зарубежной теорий профессионального развития личности (обе теории на выбор студента из ранее не рассматриваемых).
Практическое занятие 5-6. Анализ научной статьи.
Защита результатов индивидуальной работы по поиску и анализу научной статьи (см. задание для самостоятельной работы № 3).
Семинар 7-8. Специфические особенности профориентационной работы.
1. Суть, задачи и основные принципы профессиональной ориентации.
2. Профессия как основное понятие профориентационной работы.
3. Система профессиональной ориентации молодежи:
a) профессиональное просвещение;
б) профессиональная консультация;
в) профессиональный отбор и профессиональный подбор;
г) профессиональная психодиагностика;
д) профессиональная адаптация;
е) профессиональная активизация;
ё) профессиональное воспитание.
4. Недостатки существующей системы профессиональной информации и организации профориентационной работы.
Семинар 9. Осознанный выбор профессии как психолого-педагогическая проблема.
1. Готовность к сознательному выбору профессии как предпосылка профессионального самоопределения молодежи.
2. Содержание профессионального самоопределения, его основные этапы.
3. Противоречия процесса профессионального самоопределения молодого человека.
4. Место мотивации в сознательном выборе профессии.
Практическое занятие 10-11. Защита плана годовой профориентационной работы в школе.
Защита результатов индивидуальной работы по разработке плана профориентационной работы в школе (см. задания для самостоятельной работы № 4-5).
Семинар 12-13. Методология профориентационной работы.
1. Классификация методов профориентационной работы.
2. Методы изучения обучающегося с целью профориентации.
3. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы.
4. Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность молодежи по подготовке к выбору профессии.
5. Эффективность и инновационность методов и форм профориентационной работы.
Семинар 14-15. Организация профориентационной работы в школе.
1. Организация профориентационной работы в школе.
2. Особенности профориентационной работы с младшими школьниками.
3. Содержание профориентации в средних классах школы.
4. Профориентационная работа со старшеклассниками.