1. Понятие «самоопределение» и его характеристика.
2. Теории профессионального развития.
3. Понятие «профессиональная ориентация» и его особенности.
4. Социальное и культурное значение профориентации.
5. Характеристика принципов профессиональной ориентации.
6. Этапы профессиональной ориентации.
7. Основные подходы к проведению профориентационной деятельности.
8. Истоки возникновения труда и профориентации в человеческом обществе.
9. Профессия как основное понятие профориентационной работы.
10. Классификация профессий.
11. Известные персоналии в истории развития профориентации.
12. Факторы выбора профессии человеком и их особенности.
13. Профессиология и профессиография.
14. Профессиограмма.
15. Общая характеристика системы профессиональной ориентации молодежи.
16. Профессиональное просвещение (профессиональная информация, профессиональная пропаганда, профессиональная агитация).
17. Характеристика профессиональной консультации.
18. Виды профессиональных консультаций.
|
|
19. Этапы проведения профессиональной консультации.
20. Профессиональный подбор и профессиональный отбор.
21. Профессиональная психодиагностика, принципы проведения профессиональной психодиагностики.
22. Профессиональная адаптация.
23. Профессиональная активизация и профессиональное воспитание.
24. Недостатки системы профессиональной информации.
25. Недостатки организации профориентационной работы в современном обществе.
26. Трудности профориентационной работы в школе.
27. Готовность к сознательному выбору профессии как предпосылка профессионального самоопределения.
28. Компоненты готовности к выбору профессии.
29. Суть профессионального самоопределения, его задачи.
30. Профессиональное самоопределение как социальная проблема.
31. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема.
32. Педагогическое руководство профессиональным самоопределение.
33. Профессиональное самоопределение как элемент систем социального и жизненного самоопределения.
34. Показатели сформированного профессионального самоопределения.
35. Этапы профессионального самоопределения.
36. Противоречия процесса профессионального самоопределения.
37. Место мотивации в сознательном выборе профессии.
38. Комплексы мотивов выбора профессии (интерес, долг, самооценка).
39. Типы мотивации выбора профессии.
40. Классификация методов профориентационной работы.
41. Методы изучения личности молодого человека в целях профориентации.
42. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы.
43. Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность молодежи по подготовке к выбору профессии.
|
|
44. Эффективность методов и форм профориентационной работы.
45. Инновационные методы и формы профориентации.
46. Организация профориентационной работы в школе.
47. Основные компоненты профессиональной ориентации.
48. Фазы профессиональной ориентации.
49. Особенности профориентационной работы с младшими школьниками.
50. Методы изучения личности младшего школьника с целью дальнейшей профориентации.
51. Содержание профориентации в средних классах школы.
52. Профориентационная работа со старшеклассниками.
53. Профессиональная направленность учащихся и ее значение для профориентации.
54. Содержание внешкольного и внеурочной профориентационной работы с учащимися разного возраста.
55. Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы.
56. Организация взаимодействия профконсультанта с другими специалистами сферы образования.
57. Специфика организации профориентационного исследования.
58. Профориентация как ключевой элемент государственной кадровой политики.
59. Современные особенности организации профориентации обучающихся.
60. Перспективы развития профориентации в современных реалиях.
Литература
Основная:
1. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С.Пряжников, Л.С.Румянцева. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с. – (Сер. Бакалавриат).
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 192 с.
Дополнительная:
1. Гладкая, И.В. Профильное обучение и предпрофильная подготовка [Текст]: методические рекомендации к курсу по выбору / И.В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Ривкина; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 116 с.
2. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе [Текст]: метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009.
4. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 208 с.
5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2012.
7. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. – М.: Новая школа. 2004.
8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012.
9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2010. – 480 с.
10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
11. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.
12. Селевко, Г.К. Найди свой путь [Текст]: учебное пособие для предпрофильного обучения / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2006. – 112 с.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникативной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. «Рабочий журнал психолога ОУ» (Семаго М.М.) http://festival.1september.ru/articles/412694/.
2. «Практическая психология» http://psynet.narod.ru/main.htm.
3. «Флогистон: психология из первых рук…» http://flogiston.ru./.
|
|
4. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека
5. http://www.alledu.ru/about – Портал «Все образование»
6. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования
7. psy-files.ru http://www.psy-files.ru/: на сайте представлены on-line тесты, тестовые методики, подборка тренинговых упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога.
8. www.modern.ed.gov.ru – Модернизация российского образования
9. www.stat.edu.ru. – Статистика российского образования
10. ВСЕТЕСТЫ.RU http://vsetesti.ru/: на сайте размещены профессиональные психологические тесты.
11. Российская психология. Информационно-аналитический портал. http://www.rospsy.ru/.
12. Сайт «Мир психологии» http://psychology.net.ru/.
13. Электронная версия журнала «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/.
14. Электронные психологическая библиотека. PSYLIB http://www.psylib.kiev.ua/