Вопросы к зачету/экзамену по дисциплине «Основы профориентологии»

1. Понятие «самоопределение» и его характеристика.

2. Теории профессионального развития.

3. Понятие «профессиональная ориентация» и его особенности.

4. Социальное и культурное значение профориентации.

5. Характеристика принципов профессиональной ориентации.

6. Этапы профессиональной ориентации.

7. Основные подходы к проведению профориентационной деятельности.

8. Истоки возникновения труда и профориентации в человеческом обществе.

9. Профессия как основное понятие профориентационной работы.

10. Классификация профессий.

11. Известные персоналии в истории развития профориентации.

12. Факторы выбора профессии человеком и их особенности.

13. Профессиология и профессиография.

14. Профессиограмма.

15. Общая характеристика системы профессиональной ориентации молодежи.

16. Профессиональное просвещение (профессиональная информация, профессиональная пропаганда, профессиональная агитация).

17. Характеристика профессиональной консультации.

18. Виды профессиональных консультаций.

19. Этапы проведения профессиональной консультации.

20. Профессиональный подбор и профессиональный отбор.

21. Профессиональная психодиагностика, принципы проведения профессиональной психодиагностики.

22. Профессиональная адаптация.

23. Профессиональная активизация и профессиональное воспитание.

24. Недостатки системы профессиональной информации.

25. Недостатки организации профориентационной работы в современном обществе.

26. Трудности профориентационной работы в школе.

27. Готовность к сознательному выбору профессии как предпосылка профессионального самоопределения.

28. Компоненты готовности к выбору профессии.

29. Суть профессионального самоопределения, его задачи.

30. Профессиональное самоопределение как социальная проблема.

31. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема.

32. Педагогическое руководство профессиональным самоопределение.

33. Профессиональное самоопределение как элемент систем социального и жизненного самоопределения.

34. Показатели сформированного профессионального самоопределения.

35. Этапы профессионального самоопределения.

36. Противоречия процесса профессионального самоопределения.

37. Место мотивации в сознательном выборе профессии.

38. Комплексы мотивов выбора профессии (интерес, долг, самооценка).

39. Типы мотивации выбора профессии.

40. Классификация методов профориентационной работы.

41. Методы изучения личности молодого человека в целях профориентации.

42. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы.

43. Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность молодежи по подготовке к выбору профессии.

44. Эффективность методов и форм профориентационной работы.

45. Инновационные методы и формы профориентации.

46. Организация профориентационной работы в школе.

47. Основные компоненты профессиональной ориентации.

48. Фазы профессиональной ориентации.

49. Особенности профориентационной работы с младшими школьниками.

50. Методы изучения личности младшего школьника с целью дальнейшей профориентации.

51. Содержание профориентации в средних классах школы.

52. Профориентационная работа со старшеклассниками.

53. Профессиональная направленность учащихся и ее значение для профориентации.

54. Содержание внешкольного и внеурочной профориентационной работы с учащимися разного возраста.

55. Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы.

56. Организация взаимодействия профконсультанта с другими специалистами сферы образования.

57. Специфика организации профориентационного исследования.

58. Профориентация как ключевой элемент государственной кадровой политики.

59. Современные особенности организации профориентации обучающихся.

60. Перспективы развития профориентации в современных реалиях.

Литература

Основная:

1. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С.Пряжников, Л.С.Румянцева. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с. – (Сер. Бакалавриат).

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 192 с.

Дополнительная:

1. Гладкая, И.В. Профильное обучение и предпрофильная подготовка [Текст]: методические рекомендации к курсу по выбору / И.В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Ривкина; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 116 с.

2. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе [Текст]: метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009.

4. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 208 с.

5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2012.

7. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. – М.: Новая школа. 2004.

8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012.

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2010. – 480 с.

10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

11. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.

12. Селевко, Г.К. Найди свой путь [Текст]: учебное пособие для предпрофильного обучения / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2006. – 112 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникативной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. «Рабочий журнал психолога ОУ» (Семаго М.М.) http://festival.1september.ru/articles/412694/.

2. «Практическая психология» http://psynet.narod.ru/main.htm.

3. «Флогистон: психология из первых рук…» http://flogiston.ru./.

4. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

5. http://www.alledu.ru/about – Портал «Все образование»

6. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования

7. psy-files.ru http://www.psy-files.ru/: на сайте представлены on-line тесты, тестовые методики, подборка тренинговых упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога.

8. www.modern.ed.gov.ru – Модернизация российского образования

9. www.stat.edu.ru. – Статистика российского образования

10. ВСЕТЕСТЫ.RU http://vsetesti.ru/: на сайте размещены профессиональные психологические тесты.

11. Российская психология. Информационно-аналитический портал. http://www.rospsy.ru/.

12. Сайт «Мир психологии» http://psychology.net.ru/.

13. Электронная версия журнала «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/.

14. Электронные психологическая библиотека. PSYLIB http://www.psylib.kiev.ua/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: