Тенденции в развити высшего образования: История и современность

В эпоху постиндустриального общества, стремительного прорыва в научно-техническом прогрессе образование ставится на более высокую ступень. Основы современного высшего образования стоит искать в истории его становления.
Россия, будучи европейской страной по географическому признаку, в XVII-XIII веках отставала от ведущих стран не только в социально-экономическом развитии, но и в сфере образования.

Великие реформы Петра I во многом поспособствовали развитию образованию в стране в целом и подготовили почву для дальнейшего становления системы высшего образования (основание Академического университета в Петербурге). У истоков зарождения высшего образования в России стоял М. В. Ломоносов, внесший существенный вклад в создание МГУ. Потребности империи порождали утилитарный характер высшей школы, чем объяснялось медленное развитие университетского образования[1].

На протяжении XVIII-XIX веков высшее образование являлось привилегией высших слоев общества, образованность имела ярко выраженный сословный характер, в том числе за счет высокого имущественного ценза, непосильного для большей части населения страны. Крестьянское население России продолжало ориентироваться на традиционные принципы общинного воспитания и даже не столько финансовые вопросы, сколько отсутствие потребности в знаниях, предлагаемых новыми учебными заведениями, отстраняло простых людей от идеалов и правовых норм системы образования периода развивающегося капитализма. Итогом этого стала массовая безграмотность населения страны к началу XX века.

На сегодняшний день мы можем наблюдать более позитивную картину: благодаря введению системы ЕГЭ каждый школьник может поступить в престижный ВУЗ независимо от материального положения. Стоит добавить, что на данный момент набирает обороты новая тенденция высшей школе – увеличение среди поступающих так называемых олимпиадников. К ним относят призеров и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, а также других олимпиад, включенных в Федеральный перечень[2]. Только с 2015 (2053 человек) [3] по 2016 (2194 человек) [4] год количество олимпиадников увеличилось на 141 человек. Это позволяет говорить о том, что в ближайшем времени абитуриентов ведущих ВУЗов ждет более серьезная борьба за бюджетные места.

Нельзя не упомянуть, что в СССР была создана уникальная в своем роде система университетского образования, небывалый подъем которой приходится на 40-50 годы XX века. Советскими университетами было выпущено множество высококвалифицированных специалистов, был создан свой советской интеллигенции. Успехи науки в исследовании космоса, в развитии ядерной энергетики и другие открытия были достигнуты во многом благодаря созданной эффективной системе советского образования. [6].

С 1992 г. Российская система высшего образования вступила в новый этап своего развития, связанный, прежде всего, с прекращением существования СССР и падением единой вузовской системы. В Российской Федерации уже в 1992 г. четко обозначились новые тенденции в развитии университетского образования: учитывая удельный вес 218 университетов в системе высшего образования во всем мире и желая одним махом преодолеть наше отставание в этом направлении, правительство широко открыло двери для преобразования узкоспециальных институтов в университеты. За один 1992 г. число университетов в РФ выросло с 48 до 97, в Санкт-Петербурге вместо 1 – более 10. В результате свыше 20% студентов обучалось к началу 1993 г. в российских университетах [5]. В 90-е и начале 2000-х в ВУЗах страны были популярны гуманитарные специальности, поэтому в середине 2000-х отметилось насыщение рынка профессий, связанных с юриспруденцией и экономикой. Поэтому сейчас наиболее востребованными являются технические специальности, особенности, связанные с областью IT, так как сейчас в России эта область активно развивается [6].

Если в дореволюционной России 1917 года было открыто только 11 университетов [7], то сегодня количество ВУЗов по стране достигает 2663. Стоит говорить о следующих обозначившихся и активно развивающихся тенденциях:

1. Увеличение продолжительности времени общего образования.

2. Необходимость непрерывного образования (на протяжении всей жизни).

3. Индивидуализация высшего образования.

4. Рост значимости методологических знаний и аналитических навыков.

Обратим внимание на важность непрерывности образования в наши дни. Так половина знаний инженера устаревает за 5 лет, врача за 7 лет. Нарастающие темпы изменений требуют новых подходов к ведению всех составляющих бизнеса, все время нужны новые идеи. Возникает противоречие между возрастающим количеством и сложностью проблем, и умением людей решать их [8].

Приоритетной задачей в развитии образования является осознание его важности среди молодежи и формирование сознательного подхода к нему. Важность роли образования заключается в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, в укреплении демократического правового государства и гражданского общества, в кадровом обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности, в утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы.

 


 

Список литературы

1. Задонская И.А. История развития университетского образования / Философский век. Альманах. Вып. 29. История университетского образования в России и международные традиции просвещения // Отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. – СПб., 2005. – Т. 2. – 142 с.

2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2016 № 1118 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2016/17 учебный год» (дата обращения 1.11.2016)

3. Приказ Минобрнауки России от 9.07.2015 №703 URL: http://www.apkpro.ru/doc/10527_%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8%20%D0%97%D0%AD%20%D0%92%D1%81%D0%9E%D0%A8.pdf

(дата обращения 1.11.2016)

4. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2016 №765 URL: http://www.apkpro.ru/doc/Prikaz_765_29.06.16_polniy_fail.pdf (дата обращения 1.11.2016)

5. Онокой Л.С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель развития. Дис. д-ра социол. наук. – М., 2004. – 292 с.

6. Вольникова Е.А., История высшего образования в России 2012 г. Интернет-публикация: http://www.penzgtu.ru/fileadmin/filemounts/in_yaz/staff/publish/volnikova/k1.pdf (дата обращения 27.10.2016)

7. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки / А.И. Аврус. – М.: Моск. обществ. науч. фонд. 2001. – 86 с

8. Суворов Н.А., Тенденции развития высшего образования в современном мире 2012 г. Интернет-публикация: file:///C:/Users/admin/Downloads/tendentsii-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennom-mire.pdf (дата обращения 27.10.2016)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: