МДК 03.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
Модуль 3 - Информационное обеспечение товародвижения
У |
важаемый студент!
Вы продолжаете изучать дисциплину «Теоретические основы товароведения».
В результате изучения модуля вы будете:
Знать
нормативные документы, устанавливающие требования к товарной информации, упаковке, маркировке, условиям хранения, транспортирования и реализации товаров;
основные виды и особенности маркировки, как вида товарной информации.
уметь:
оценивать качество упаковки и маркировки товаров, соответствие товарной информации требованиям нормативной документации, контролировать условия транспортирования и реализации товаров
УЭ-1. Изучить теоретический материал
Тема 1: Средства товарной информации
Цель: изучение основных видов и форм предоставления информации о товарах, требований, предъявляемым к информации, ознакомление с правовой базой информационного обеспечения потребителей
План:
1. Виды и формы товарной информации.
2. Средства товарной информации.
3. Требования, предъявляемые к маркировке товарной информации.
4. Информационные знаки.
5. Штриховое кодирование.
6. Технические документы.
Виды и формы товарной информации
Товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре: вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю: данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД.
Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений: содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др.
Формы товарной информации: словесная; цифровая; изобразительная; символическая; штриховая.
Каждая из указанных форм характеризуется как преимуществами, так и недостатками.
Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России или одном из языков субъектов Российской Федерации).
К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость, для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для ее восприятия необходимо время.
Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям.
Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах. К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.
Символическая информация — сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.
Штриховая информация – информация в виде штрихового кода, который предназначен для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и темных штрихов, светлых пробелов. Эта информация носит чисто коммерческих характер и не доступна потребителю. (рис.1)
Рис. 1. Виды и формы товарной информации.