Требования безопасности при буксировании бронетанковой техники

При буксировании бронетанковой техники необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

- при сцепке тягача буксирными тросами с буксируемой машиной и особенно при присоединении жесткой сцепки должна быть установлена надёжная связь между сцепщиком и механиком-водителем тягача;

- перед троганием с места механик-водитель тягача должен дать сигнал и начать движение, предварительно убедившись, что перед буксируемой машиной никого нет, механик-водитель буксируемой машины должен находиться на месте с закрытым люком;

- перед буксированием машины на жёсткой сцепке проверять крепление штанг и надёжность стопорения пальцев;

- при буксировании бронетанковой техники не допускать резких толчков и внезапных остановок;

- между экипажами тягача и буксируемой управляемой машиной должна быть установлена надёжная связь (зрительная или по радио);

- в движении периодически проверять состояние и крепление буксирных тросов или жёсткой сцепки;

- не допускать одновременного преодоления подъёмов и спусков двумя сцепами;

- не останавливаться у закрытых поворотов, на переправах, мостах и на перекрёстках дорог;

- при буксировании машин по ледяной переправе и по мостам крышки всех люков должны быть открыты, а в тягаче и в буксируемой машине должны находиться только механики-водители.

 

 

4. Ремонтное отделение в составе спасательно-эвакуационной группы.

При развитии наступления практически на любом театре военных действий войска будут вынуждены форсировать различные водные преграды— реки, озера, каналы, лиманы, водохранилища, участки затоплений и т. д. К примеру, реки шириной до 100 м встречаются через каждые 35–60 км, шириной 100–300 м— через 100–150 км, а шириной свыше 300 м— через 250–300 км. Иначе говоря, в ходе наступления или преследования соединению, части ежедневно придется преодолевать в среднем одну водную преграду средней и несколько преград малой ширины.

Для успешного обеспечения форсирования водных преград в частях заблаговременно организуется спасательно-эвакуационная служба.

 

4.1 Назначение, состав спасательно-эвакуационной группы.

Форсирование – наступление с преодолением водной преграды, противоположный берег которой обороняется противником.

Подразделения форсируют водные преграды:

-

-

-

-

Предварительная подготовка ВиТ производится заблаговременно в исходном или другом районе подготовки части к форсированию или на оста­новках в ходе выдвижения к водной преграде.

Окончательная подготовка танков проводится, как правило, в районах герметизации и включает обязательное выполнение следующих мероприятий:

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Контроль герметизации танков осуществляется на КТП, на котором могут находиться:

- ЗКВ роты,

- 1-2 специалиста-ремонтника из ОТО или ремонтной роты.

КТП заблаговременно выдвигаются к переправам и к началу форсирования развертываются для работы в укрытых местах непосредственно у водной преграды (100 – 500 м).

Спасательно-эвакуационная группа включает:

-

 

-

 

 

-

 

На переправе СЭГ располагается следующим образом:

-

-

-

-

 

При большой ширине водной преграды один тягач может располагаться на противоположном берегу.

При подготовке л/с к организации СЭГ проводится специальная подготовка, которая вклю­чает:

-

-

-

 

4.2 Порядок и способы эвакуации застрявших и затонувших машин.

При переправе танков под водой

К началу движения танков под водой спасательно-эвакуационная группа в необхо­димом составе и в готовности для немедлен­ных действий должна располагаться на пере­праве.

Начальник спасательно-эвакуационной груп­пы вместе с управлением на моторно-весельной лодке и спасательная команда на катере или плавающем транспортере, стоят на якоре в 10—15 м от переправы танков ниже по течению на наиболее глубо­ком участке водной преграды.

Для более быстрого подхода начальника спа­сательно-эвакуационной группы к остановив­шемуся под водой танку моторно-весельная лодка может быть сцеплена бортом с катером.

Старший эвакуационной команды вместе с такелажным отделением на плавающем транс­портере располагается вблизи руководителя переправы в укрытии. Все должны быть в на­детых спасательных жилетах. Радист держит связь со спасательной командой. Буксирный трос намотан на барабан, установленный и закрепленный на платформе плавающего транспортера. Барабан должен иметь тормоз­ное устройство для плавного разматывания троса при опускании в воду.

Командир эвакуационного отделения с дву­мя тягачами и уложенным на землю такелаж­ным оборудованием (на усилие 75 тс) распо­лагается вблизи переправы на 5—10 м ниже по течению и ближе к урезу воды. Третий тягач располагается так же, но только на про­тивоположном берегу водной преграды.

О готовности спасательно-эвакуационной группы ее начальник докладывает руководи­телю переправы.

Во всех случаях остановки танка под водой начальник спасательно-эвакуационной груп­пы вместе со спасательной командой быстро против течения подходит к остановившемуся танку. Одновременно по радио приказывает старшему эвакуационной команды следовать к остановившемуся танку. Подойдя к танку на катере, спасательная коман­да останавливается в 5—10 м от него.

Начальник спасательно-эвакуационной груп­пы в лодке осторожно, чтобы не повредить ОПВТ, подходит по возможности вплотную к воздухопитающей трубе, а при малой глуби­не— к танку и с помощью швартового шеста удерживается возле него. Начальник спаса­тельно-эвакуационной группы лично подни­мается по воздухопитающей трубе и устанав­ливает через нее связь с экипажем (голосом по ТПУ или телефону). Разговора с экипажем остановившегося танка по радио следует из­бегать, так как это мешает управлению дви­жением под водой остальных танков.

В дальнейшем в зависимости от причины остановки танка действия спасательно-эва­куационной группы должны быть следую­щими:

При остановке танка под водой из-за отсутствия радиосвязи начальник спасательно-эвакуационной группы после установления связи с экипажем выводит танк на берег, управляя его движением по ТПУ (телефону).

Управление группы следует за танком, а спасательная команда возвращается в исходное положение.

Если танк остановился под водой из-за быстрого поступления воды (затопления), начальник спасательно-эвакуационной группы уточняет состояние и самочувствие экипажа и все ли перевели изолирующие противогазы в положение «Боевое».

При нормальном состоянии экипажа он при­казывает спасательной команде приготовить­ся к подъему в катер членов экипажа, выхо­дящих из затопленного танка и всплывающих на поверхность воды. Одновременно он при­казывает эвакуационной команде следовать к аварийному танку, а такелажнику, находяще­муся в лодке, достать свободный конец бук­сирного троса танка из воды и сцепить его с тросом, находящимся в лодке.

При подходе эвакуационной команды к лодке с транспортера бросается конец (верев­ка), привязанный к коушу буксирного троса, и последний подается в лодку. Такелажник вытаскивает коуш поданного с транспортера троса в лодку, соединяет его с танковым буксирным тросом, находящимся в лодке, и затем сбрасывает их в воду. В ходе спасатель­но-эвакуационных работ начальник спасатель­но-эвакуационной группы продолжает поддер­живать связь с экипажем, уточняя его состоя­ние и ход затопления, и напоминает, чтобы механик-водитель выключил передачу и по­ставил рычаги в исходное положение.

Если после выхода из затопленного танка нескольких членов экипажа выход остальных задерживается более чем на 20—30 с, началь­ник спасательно-эвакуационной группы при­казывает старшему спасательной команды спустить под воду двух водолазов и эвакуи­ровать из танка оставшихся членов экипажа. При необходимости эвакуированным из танка членам экипажа врач, находящийся в катере, оказывает медицинскую помощь.

После выхода из затопленного танка всех членов экипажа и подъема их в катер началь­ник спасательно-эвакуационной группы при­казывает спасательной команде доставить экипаж на берег (зимой — в утепленную па­латку), а эвакуационной команде начать эва­куацию танка.

Если радиосвязь с экипажем танка, оста­новившегося под водой, отсутствует, а попыт­ка установить ее через воздухопитающую тру­бу с помощью ТПУ или телефона не удалась, то начальник спасательно-эвакуационной группы приказывает эвакуационной команде быстро следовать к аварийному танку и гото­вить его к эвакуации, а спасательной — спу­стить под воду водолазов и попытаться уста­новить связь с экипажем с помощью установ­ленных сигналов.

Как только танк будет подготовлен к эва­куации, начальник спасательно-эвакуацион­ной группы приказывает спасательной коман­де следовать за танком (независимо от того, установлена связь с экипажем или нет), а эвакуационной команде как можно быстрее эвакуировать танк. Как только покажутся из воды люки башни, в случае плохого состоя­ния экипажа начальник группы приказывает прекратить эвакуацию, а спасательной коман­де открыть крышки люков башни и эвакуи­ровать из танка экипаж, оказать ему на месте нужную медицинскую помощь и доставить на берег.

После спасения экипажа продолжается эва­куация танка из воды на берег. Танки, на которых открыть крышки люков снаружи невоз­можно, быстро эвакуируются на берег, где и принимаются меры по спасению пострадав­ших членов экипажа или доставке их в бли­жайший медицинский пункт (рекомпрессионную камеру).

При остановке танка под водой по тех­нической неисправности (не запускается дви­гатель, не включается передача и т. д.) или в результате застревания начальник спаса­тельно-эвакуационной группы приказывает эвакуировать танк из воды на берег.

В зависимости от конкретных условий на­чальник эвакуационной команды определяет способ эвакуации и приступает к работе:

— при остановке танка под водой эвакуационная команда на плавающем транспортере подходит к аварийной машине и производит сцепку буксирного троса танка с тросом, на­ходящимся на транспортере. После этого транспортер двигается к берегу, разматывая трос и соединяя другой его конец с лебедкой тягача. Последний вытаскивает танк.

На реках с небольшим течением к аварий­ному танку может подаваться трос от тягача (заранее уложенный на грунте) с помощью транспортера, а затем после сцепки тягач с помощью лебедки вытаскивает танк на берег;

— при застревании танка более надежным способом эвакуации является вытаскивание его с помощью полиспаста, собранного из комплекта такелажного оборудования на усилие 75 тс, и двух тягачей, используя один в качестве тягового, а другой в качестве подвижного анкера. В этом случае, если на эвакуа­цию танка из воды требуется среднее усилие (застревание нетяжелое), то тяговый тягач и тягач — подвижный анкер вместе с полиспа­стом (как одна система) движутся вперед, при этом скорость эвакуации танка из воды будет равна скорости движения тягачей на первой передаче. Как только усилие, необхо­димое для эвакуации танка, увеличится (воз­растет нагрузка на полиспаст), тягач — под­вижный анкер начнет буксовать и затягивать подгусеницы бревно, т. е. начнет «заанкериваться», а тяговый тягач продолжает дви­гаться. В это время включается в работу по­лиспаст и эвакуация танка из воды продол­жается.

При сцепке и натягивании троса следует строго следить, чтобы корпус танка, башни или пушка не были охвачены тросом, что при эвакуации может привести к опрокидыванию танка под водой или к сбросу башни.

Пока происходит эвакуация танка из воды, начальник спасательно-эвакуационной группы поддерживает связь с экипажем по ТПУ че­рез воздухопитающую трубу, интересуется его состоянием, дает необходимые советы и отве­чает на вопросы командира танка.

При движении по одной переправе не­скольких танков и одновременной остановке под водой двух из них дальнейшая переправа временно прекращается. Движущиеся под во­дой танки по командам руководителя пере­правы обходят остановившиеся и продолжают преодолевать водную преграду или возвра­щаются на исходный берег.

Спасательно-эвакуационная группа в пер­вую очередь оказывает помощь экипажу, у которого отсутствует радиосвязь с руководи­телем переправы. Как только ему будет ока­зана помощь, спасательная команда присту­пает к оказанию помощи экипажу второго танка.

При переправе танков под водой зимой организация, состав и задачи спасательных и эвакуационных команд аналогичны летним.

Для обо­грева личного состава спасательной и эвакуа­ционной команд на каждой переправе танков под водой должен быть организован пункт, состоящий из утепленной и отапливаемой па­латки. На пункте необходимо иметь пять-шесть комплектов теплого белья, зимних ком­бинезонов и валенок.

При проведении спасательно-эвакуационных работ следует учитывать, что затопление тан­ка в зимних условиях может привести к гибе­ли экипажа, поэтому необходимо принять все меры к быстрой эвакуации танка.

Наиболее быстрым способом эвакуации тан­ка на реках с твердым грунтом дна и скоро­стью течения до 1 м/сявляется способ вы­таскивания его тягачом, подготовленным для движения под водой с трубой - лаз. Для эва­куации этим способом тягач подходит к танку, водолаз тросом производит сцепку тягача с танком, после чего тягач вытаскивает танк. Управление движением тягача осуществля­ет старший эвакуационной команды, находясь сверху трубы - лаз и поддерживая связь по ТПУ с механиком-водителем.

 

4.3 Требования безопасностипри эвакуации машин.

К переправе танков под водой до­пускается личный состав, умеющий плавать, и который:

· обучен практическим действиям в изоли­рующих противогазах (имеет положительные оценки и практику действия на суше и под водой более 1,5 ч);

· получил необходимую практику в затоплении танка и выходе из него;

· имеет практические навыки в подготовке танка к движению под водой;

· твердо знает меры безопасности, сигналы для связи в экипаже и с водолазами.

В целях организации устойчивой связи и четкого управления движением танков подводой необходимо:

- установить радиосвязь только на фиксированных волнах;

- иметь прямую радиосвязь между руководителем переправы и механиками-водите­лями переправляемых танков. В случае вынужденной остановки танка
под водой и потери радиосвязи необходимо предусмотреть другие способы связи:

- при работающем двигателе переговоры по ТПУ и телефону посредством шлемофона (телефон­ной трубки) и удлиненного шнура, опущенно­го в танк через воздухопитающую трубу;

- при неработающем двигателе переговоры голо­сом или с помощью установленных сигналов связи.

Если при входе в воду в машину быстро поступает вода, механик-водитель дол­жен немедленно остановить танк и вывести его из воды задним ходом.

Запрещается:

- допускать к вождению под водой неподготовленные экипажи, а также экипажи без спасательных жилетов и изолирующих противогазов (с АТ-1 спасательные жилеты не применяются);

- переправлять танки под водой без тщательно проведенной специальной инженерной разведки водных преград и оборудования переправы;

- оборудовать переправы для движения танков на участках, имеющих на дне пороги, уступы высотой более 0,4 м, подъемы крутизной более 12°, ямы диаметром более 2 м, крупные камни высотой более 30 см, а также топкий илистый грунт дна глубиной более 30 см;

- переправлять танки под водой во время обучения вождению при скорости течения более 1,5 м/с, а на тактических учениях- 2 м/с;

- преодолевать водные преграды по глубокому броду с закрытыми люками башни и без надетых спасательных жилетов или аппаратов АТ-1;

- преодолевать водные преграды на танках под водой при отсутствии радиосвязи, при разряженных аккумуляторных батареях и при давлении воздуха в воздушных баллонах ниже 120 кгс/;

- подавать команды для остановки танка и двигателя под водой при обучении вождению ночью;

- сбрасывать воздухопитающую трубу в случае вынужденного затопления танка;

- допускать движение танков под водой при ледоходе и наличии крупной шуги (раздробленного льда);

- допускать одновременное движение под водой в зимних условиях по одной майне более одного танка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: