При буксировании бронетанковой техники необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
- при сцепке тягача буксирными тросами с буксируемой машиной и особенно при присоединении жесткой сцепки должна быть установлена надёжная связь между сцепщиком и механиком-водителем тягача;
- перед троганием с места механик-водитель тягача должен дать сигнал и начать движение, предварительно убедившись, что перед буксируемой машиной никого нет, механик-водитель буксируемой машины должен находиться на месте с закрытым люком;
- перед буксированием машины на жёсткой сцепке проверять крепление штанг и надёжность стопорения пальцев;
- при буксировании бронетанковой техники не допускать резких толчков и внезапных остановок;
- между экипажами тягача и буксируемой управляемой машиной должна быть установлена надёжная связь (зрительная или по радио);
- в движении периодически проверять состояние и крепление буксирных тросов или жёсткой сцепки;
- не допускать одновременного преодоления подъёмов и спусков двумя сцепами;
|
|
- не останавливаться у закрытых поворотов, на переправах, мостах и на перекрёстках дорог;
- при буксировании машин по ледяной переправе и по мостам крышки всех люков должны быть открыты, а в тягаче и в буксируемой машине должны находиться только механики-водители.
4. Ремонтное отделение в составе спасательно-эвакуационной группы.
При развитии наступления практически на любом театре военных действий войска будут вынуждены форсировать различные водные преграды— реки, озера, каналы, лиманы, водохранилища, участки затоплений и т. д. К примеру, реки шириной до 100 м встречаются через каждые 35–60 км, шириной 100–300 м— через 100–150 км, а шириной свыше 300 м— через 250–300 км. Иначе говоря, в ходе наступления или преследования соединению, части ежедневно придется преодолевать в среднем одну водную преграду средней и несколько преград малой ширины.
Для успешного обеспечения форсирования водных преград в частях заблаговременно организуется спасательно-эвакуационная служба.
4.1 Назначение, состав спасательно-эвакуационной группы.
Форсирование – наступление с преодолением водной преграды, противоположный берег которой обороняется противником.
Подразделения форсируют водные преграды:
-
-
-
-
Предварительная подготовка ВиТ производится заблаговременно в исходном или другом районе подготовки части к форсированию или на остановках в ходе выдвижения к водной преграде.
Окончательная подготовка танков проводится, как правило, в районах герметизации и включает обязательное выполнение следующих мероприятий:
|
|
-
-
-
-
-
-
-
-
Контроль герметизации танков осуществляется на КТП, на котором могут находиться:
- ЗКВ роты,
- 1-2 специалиста-ремонтника из ОТО или ремонтной роты.
КТП заблаговременно выдвигаются к переправам и к началу форсирования развертываются для работы в укрытых местах непосредственно у водной преграды (100 – 500 м).
Спасательно-эвакуационная группа включает:
-
-
-
На переправе СЭГ располагается следующим образом:
-
-
-
-
При большой ширине водной преграды один тягач может располагаться на противоположном берегу.
При подготовке л/с к организации СЭГ проводится специальная подготовка, которая включает:
-
-
-
4.2 Порядок и способы эвакуации застрявших и затонувших машин.
При переправе танков под водой
К началу движения танков под водой спасательно-эвакуационная группа в необходимом составе и в готовности для немедленных действий должна располагаться на переправе.
Начальник спасательно-эвакуационной группы вместе с управлением на моторно-весельной лодке и спасательная команда на катере или плавающем транспортере, стоят на якоре в 10—15 м от переправы танков ниже по течению на наиболее глубоком участке водной преграды.
Для более быстрого подхода начальника спасательно-эвакуационной группы к остановившемуся под водой танку моторно-весельная лодка может быть сцеплена бортом с катером.
Старший эвакуационной команды вместе с такелажным отделением на плавающем транспортере располагается вблизи руководителя переправы в укрытии. Все должны быть в надетых спасательных жилетах. Радист держит связь со спасательной командой. Буксирный трос намотан на барабан, установленный и закрепленный на платформе плавающего транспортера. Барабан должен иметь тормозное устройство для плавного разматывания троса при опускании в воду.
Командир эвакуационного отделения с двумя тягачами и уложенным на землю такелажным оборудованием (на усилие 75 тс) располагается вблизи переправы на 5—10 м ниже по течению и ближе к урезу воды. Третий тягач располагается так же, но только на противоположном берегу водной преграды.
О готовности спасательно-эвакуационной группы ее начальник докладывает руководителю переправы.
Во всех случаях остановки танка под водой начальник спасательно-эвакуационной группы вместе со спасательной командой быстро против течения подходит к остановившемуся танку. Одновременно по радио приказывает старшему эвакуационной команды следовать к остановившемуся танку. Подойдя к танку на катере, спасательная команда останавливается в 5—10 м от него.
Начальник спасательно-эвакуационной группы в лодке осторожно, чтобы не повредить ОПВТ, подходит по возможности вплотную к воздухопитающей трубе, а при малой глубине— к танку и с помощью швартового шеста удерживается возле него. Начальник спасательно-эвакуационной группы лично поднимается по воздухопитающей трубе и устанавливает через нее связь с экипажем (голосом по ТПУ или телефону). Разговора с экипажем остановившегося танка по радио следует избегать, так как это мешает управлению движением под водой остальных танков.
В дальнейшем в зависимости от причины остановки танка действия спасательно-эвакуационной группы должны быть следующими:
При остановке танка под водой из-за отсутствия радиосвязи начальник спасательно-эвакуационной группы после установления связи с экипажем выводит танк на берег, управляя его движением по ТПУ (телефону).
Управление группы следует за танком, а спасательная команда возвращается в исходное положение.
Если танк остановился под водой из-за быстрого поступления воды (затопления), начальник спасательно-эвакуационной группы уточняет состояние и самочувствие экипажа и все ли перевели изолирующие противогазы в положение «Боевое».
|
|
При нормальном состоянии экипажа он приказывает спасательной команде приготовиться к подъему в катер членов экипажа, выходящих из затопленного танка и всплывающих на поверхность воды. Одновременно он приказывает эвакуационной команде следовать к аварийному танку, а такелажнику, находящемуся в лодке, достать свободный конец буксирного троса танка из воды и сцепить его с тросом, находящимся в лодке.
При подходе эвакуационной команды к лодке с транспортера бросается конец (веревка), привязанный к коушу буксирного троса, и последний подается в лодку. Такелажник вытаскивает коуш поданного с транспортера троса в лодку, соединяет его с танковым буксирным тросом, находящимся в лодке, и затем сбрасывает их в воду. В ходе спасательно-эвакуационных работ начальник спасательно-эвакуационной группы продолжает поддерживать связь с экипажем, уточняя его состояние и ход затопления, и напоминает, чтобы механик-водитель выключил передачу и поставил рычаги в исходное положение.
Если после выхода из затопленного танка нескольких членов экипажа выход остальных задерживается более чем на 20—30 с, начальник спасательно-эвакуационной группы приказывает старшему спасательной команды спустить под воду двух водолазов и эвакуировать из танка оставшихся членов экипажа. При необходимости эвакуированным из танка членам экипажа врач, находящийся в катере, оказывает медицинскую помощь.
После выхода из затопленного танка всех членов экипажа и подъема их в катер начальник спасательно-эвакуационной группы приказывает спасательной команде доставить экипаж на берег (зимой — в утепленную палатку), а эвакуационной команде начать эвакуацию танка.
Если радиосвязь с экипажем танка, остановившегося под водой, отсутствует, а попытка установить ее через воздухопитающую трубу с помощью ТПУ или телефона не удалась, то начальник спасательно-эвакуационной группы приказывает эвакуационной команде быстро следовать к аварийному танку и готовить его к эвакуации, а спасательной — спустить под воду водолазов и попытаться установить связь с экипажем с помощью установленных сигналов.
|
|
Как только танк будет подготовлен к эвакуации, начальник спасательно-эвакуационной группы приказывает спасательной команде следовать за танком (независимо от того, установлена связь с экипажем или нет), а эвакуационной команде как можно быстрее эвакуировать танк. Как только покажутся из воды люки башни, в случае плохого состояния экипажа начальник группы приказывает прекратить эвакуацию, а спасательной команде открыть крышки люков башни и эвакуировать из танка экипаж, оказать ему на месте нужную медицинскую помощь и доставить на берег.
После спасения экипажа продолжается эвакуация танка из воды на берег. Танки, на которых открыть крышки люков снаружи невозможно, быстро эвакуируются на берег, где и принимаются меры по спасению пострадавших членов экипажа или доставке их в ближайший медицинский пункт (рекомпрессионную камеру).
При остановке танка под водой по технической неисправности (не запускается двигатель, не включается передача и т. д.) или в результате застревания начальник спасательно-эвакуационной группы приказывает эвакуировать танк из воды на берег.
В зависимости от конкретных условий начальник эвакуационной команды определяет способ эвакуации и приступает к работе:
— при остановке танка под водой эвакуационная команда на плавающем транспортере подходит к аварийной машине и производит сцепку буксирного троса танка с тросом, находящимся на транспортере. После этого транспортер двигается к берегу, разматывая трос и соединяя другой его конец с лебедкой тягача. Последний вытаскивает танк.
На реках с небольшим течением к аварийному танку может подаваться трос от тягача (заранее уложенный на грунте) с помощью транспортера, а затем после сцепки тягач с помощью лебедки вытаскивает танк на берег;
— при застревании танка более надежным способом эвакуации является вытаскивание его с помощью полиспаста, собранного из комплекта такелажного оборудования на усилие 75 тс, и двух тягачей, используя один в качестве тягового, а другой в качестве подвижного анкера. В этом случае, если на эвакуацию танка из воды требуется среднее усилие (застревание нетяжелое), то тяговый тягач и тягач — подвижный анкер вместе с полиспастом (как одна система) движутся вперед, при этом скорость эвакуации танка из воды будет равна скорости движения тягачей на первой передаче. Как только усилие, необходимое для эвакуации танка, увеличится (возрастет нагрузка на полиспаст), тягач — подвижный анкер начнет буксовать и затягивать подгусеницы бревно, т. е. начнет «заанкериваться», а тяговый тягач продолжает двигаться. В это время включается в работу полиспаст и эвакуация танка из воды продолжается.
При сцепке и натягивании троса следует строго следить, чтобы корпус танка, башни или пушка не были охвачены тросом, что при эвакуации может привести к опрокидыванию танка под водой или к сбросу башни.
Пока происходит эвакуация танка из воды, начальник спасательно-эвакуационной группы поддерживает связь с экипажем по ТПУ через воздухопитающую трубу, интересуется его состоянием, дает необходимые советы и отвечает на вопросы командира танка.
При движении по одной переправе нескольких танков и одновременной остановке под водой двух из них дальнейшая переправа временно прекращается. Движущиеся под водой танки по командам руководителя переправы обходят остановившиеся и продолжают преодолевать водную преграду или возвращаются на исходный берег.
Спасательно-эвакуационная группа в первую очередь оказывает помощь экипажу, у которого отсутствует радиосвязь с руководителем переправы. Как только ему будет оказана помощь, спасательная команда приступает к оказанию помощи экипажу второго танка.
При переправе танков под водой зимой организация, состав и задачи спасательных и эвакуационных команд аналогичны летним.
Для обогрева личного состава спасательной и эвакуационной команд на каждой переправе танков под водой должен быть организован пункт, состоящий из утепленной и отапливаемой палатки. На пункте необходимо иметь пять-шесть комплектов теплого белья, зимних комбинезонов и валенок.
При проведении спасательно-эвакуационных работ следует учитывать, что затопление танка в зимних условиях может привести к гибели экипажа, поэтому необходимо принять все меры к быстрой эвакуации танка.
Наиболее быстрым способом эвакуации танка на реках с твердым грунтом дна и скоростью течения до 1 м/сявляется способ вытаскивания его тягачом, подготовленным для движения под водой с трубой - лаз. Для эвакуации этим способом тягач подходит к танку, водолаз тросом производит сцепку тягача с танком, после чего тягач вытаскивает танк. Управление движением тягача осуществляет старший эвакуационной команды, находясь сверху трубы - лаз и поддерживая связь по ТПУ с механиком-водителем.
4.3 Требования безопасностипри эвакуации машин.
К переправе танков под водой допускается личный состав, умеющий плавать, и который:
· обучен практическим действиям в изолирующих противогазах (имеет положительные оценки и практику действия на суше и под водой более 1,5 ч);
· получил необходимую практику в затоплении танка и выходе из него;
· имеет практические навыки в подготовке танка к движению под водой;
· твердо знает меры безопасности, сигналы для связи в экипаже и с водолазами.
В целях организации устойчивой связи и четкого управления движением танков подводой необходимо:
- установить радиосвязь только на фиксированных волнах;
- иметь прямую радиосвязь между руководителем переправы и механиками-водителями переправляемых танков. В случае вынужденной остановки танка
под водой и потери радиосвязи необходимо предусмотреть другие способы связи:
- при работающем двигателе переговоры по ТПУ и телефону посредством шлемофона (телефонной трубки) и удлиненного шнура, опущенного в танк через воздухопитающую трубу;
- при неработающем двигателе переговоры голосом или с помощью установленных сигналов связи.
Если при входе в воду в машину быстро поступает вода, механик-водитель должен немедленно остановить танк и вывести его из воды задним ходом.
Запрещается:
- допускать к вождению под водой неподготовленные экипажи, а также экипажи без спасательных жилетов и изолирующих противогазов (с АТ-1 спасательные жилеты не применяются);
- переправлять танки под водой без тщательно проведенной специальной инженерной разведки водных преград и оборудования переправы;
- оборудовать переправы для движения танков на участках, имеющих на дне пороги, уступы высотой более 0,4 м, подъемы крутизной более 12°, ямы диаметром более 2 м, крупные камни высотой более 30 см, а также топкий илистый грунт дна глубиной более 30 см;
- переправлять танки под водой во время обучения вождению при скорости течения более 1,5 м/с, а на тактических учениях- 2 м/с;
- преодолевать водные преграды по глубокому броду с закрытыми люками башни и без надетых спасательных жилетов или аппаратов АТ-1;
- преодолевать водные преграды на танках под водой при отсутствии радиосвязи, при разряженных аккумуляторных батареях и при давлении воздуха в воздушных баллонах ниже 120 кгс/;
- подавать команды для остановки танка и двигателя под водой при обучении вождению ночью;
- сбрасывать воздухопитающую трубу в случае вынужденного затопления танка;
- допускать движение танков под водой при ледоходе и наличии крупной шуги (раздробленного льда);
- допускать одновременное движение под водой в зимних условиях по одной майне более одного танка.