Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века

Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга XVIII века

Для русского зодчества XVIII века характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. Продолжая свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры.

По ряду своих стилевых особенностей русская архитектура первой половины XVIII века может быть сравнима с господствующим в Европе стилем барокко. Но русское зодчество обладало значительно большей простотой форм, чем западное барокко. Особенностями русского барокко являются обилие сложных, криволинейных форм, масштабные колоннады, обилие скульптур на фасадах и в интерьере, многоярусные купола со сложной формой.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм. Он был призванн выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества. Особенностями русского классицизма являются простота и симметрия форм зданий, сдержанный и простой внешний декор с колоннами, пилястрами, капителями и статуями, строгие, повторяющиеся линии, окна прямоугольные, эффект перспективы. Получило некоторое распространение течение «псевдоготика», когда в архитектурные сооружения добавляются элементы готики. Кроме того, строили здания и в стиле ампир.

Архитектура Москвы первой половины XVIII века

Русский зодчий Дмитрий Васильевич Ухтомский. С его именем связаны два памятника русской архитектуры в Москве: колокольня Троице-Сергиевой лавры и каменные Красные ворота.

В 1740 году началось строительство Троицкого монастыря под руководством И.Ф. Мичурина и И. Жукова. В 1747 году руководить строительством стал московский архитектор Д.В. Ухтомский. В 1753 году монастырь посетила императрица Елизавета Петровна, которой был представлен новый план дальнейшего возведения звонницы. Ухтомский предложил сделать ее самым высоким сооружением – выполнить не 2 яруса, а 4, возвышающихся на двухэтажном постаменте. Проект был одобрен, и к 1770 году на территории монастыря возвышалась 88-метровая колокольня. На постамент в виде двухэтажного яруса поставили 4 яруса, каждый следующий меньше по размерам, чем предыдущий. Необычный золоченый купол с коронами гармонично сочетается с белоснежным цветом стен.

Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Они были построены из дерева, неоднократно подвергались пожару и восстанавливались. В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи». Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Николая I в 1825 году. Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела. Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1927 году.


Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века

С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в XVIII веке.

Доменико Трезини принадлежат типовые проекты жилых домов, дворцов, храмов, различных гражданских сооружений.Лучшим и наиболее значительным творением является Петропавловский собор. В основу сооружения положен план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела.

В 1722–1733 гг. создается другое сооружение Трезини– здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Строгие пилястры используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада.

По проекту Трезини был создан также Летний дворец. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из 14 комнат и 2 кухонь. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Дворец окружен водой с трех сторон. Стены светло-желтого цвета гармонируют с золочеными оконными переплетами, розовато-коричневыми барельефами и красной черепичной крышей, над которой позолоченный флюгер в виде фигурки Георгия Победоносца на коне.

Многообразной была деятельность Михаила Григорьевича Земцова. Он участвовалво всех крупных работах Трезини, завершил постройку здания Кунсткамеры, построил церкви Симеона и Анны, Исаакия Далматского и ряд других сооружений Петербурга.

Архитектор Петр Михайлович Еропкин дал замечательное решение трехлучевой планировки Адмиралтейской части Петербурга.Иван Кузьмич Коробов – создатель первого каменного здания Адмиралтейства. Увенчанная высоким тонким шпилем, перекликающимся со шпилем Петропавловского собора, башня Адмиралтейства построенная в 1732–1738 гг., стала одним из важнейших архитектурных ориентиров Петербурга.

В середине XVIII векаразворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Большое значение имела перестройка дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамблябыло намечено в 1704 г. самим Петром I. Основным автором планировки выступал Жан Батист Леблон. Ансамбль Петергофа был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений. Замысел объединил в одно целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом. Исключительное мастерство Леблона проявилось в планировке усадьбы с террасами и лестницами, спускающимися к морю. Ондал в Верхнем парке типичный образец французского регулярного парка с длинными стрелами аллей, пересеченных площадками и фонтанами, с геометрически подстриженными деревьями. В планировке Нижнего – соединил классицизм французского регулярного парка с барочной фонтанно-скульптурной декорацией, свойственной итальянским садам.

В 1714–1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включаются Ж. Б.Леблон и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».

В 1735 г. была установлена центральная скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено).

В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого, так называемого Корпуса под гербом.

Растрелли поручили перестроить Екатерининский дворец в Царском Селе. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. И внешний облик дворца, и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру. Сам центр выделен лишь более высокой крышей, изогнутым фронтоном и тремя ризалитами. Изысканность сочетания лазурного цвета стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур, декоративных рельефов и капителей, способствовала зрительному преодолению некоторой тяжеловесности чрезмерно длинного фасада.

В 1754—1762 гг. Растрелли строит Зимний дворец в Петербурге. Он решен в плане огромного замкнутого прямоугольника. Главный вход во дворец находился в то время в просторном внутреннем парадном дворе.Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор). Фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженность здания.

Растрелли и в церковном зодчестве оставил чрезвычайно ценное произведение – проект ансамбля Смольного монастыря в Петербурге. Строительство Смольного монастыря, начатое в 1748 г., растянулось на многие десятилетия и завершилось архитектором В. П. Стасовым в первой трети XIX в. Важная часть всего ансамбля, девятиярусная колокольня собора, так и не была осуществлена. В композиции пятиглавого собора и целом ряде общих принципов решения ансамбля монастыря Растрелли непосредственно исходил из традиций древнерусского зодчества. В то же время здесь есть и характерные черты архитектуры середины XVIII века: пышность архитектурных форм, неистощимое богатство декора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: