Нетипичные формы правления

"Республиканская монархия"

 

Как уже отмечалось, глава государства в монархии – наследственный ипожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когдапрекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где

глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбираетсячерез определенный промежуток времени. Такая система, как уже упоминалосьранее, существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах,своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государствглава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу

государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления среспубликанской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главойгосударства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющийизбирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из"местных монархов" - правителей составных частей федерации.

 

3.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки

 

В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов иконтрпереворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большеезначение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуацияобъясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям.

Замена президентской формы правления парламентарной могла бы способствоватьстабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизниособые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки.

Президентская форма правления сложилась в этих странах под влияниемСША. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США,президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития

представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких

специфических черт, как:

21. высокая степень централизации государственного аппарата;

22. гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного положения;

23. важная роль армии в политической жизни;

24. преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего поста президента);

25. почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.

Одной из основных отличительных особенностей этой формы правления посравнению с США явилась и значительно большая концентрация власти в руках

 

3.3. “Монархическая республика”

 

Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак -систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современноммире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики,характеризующиеся нелегитимностью власти. В современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки

 

12.Формы гос устройства. В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями

Это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

В зависимости от распределения власти в центре и на местах выделяют:

1.Унитарное государство –целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса гос. образований, не обладают суверенитетом гос. власти. (Польша, Венгрия, Италия).

черты: 1) единый центр государственной власти, т. е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд); 2) одна система законодательства; 3) единое гражданство; 4) единая судебная система; 5) одноканальная система налогов, т. е. все налогисобираются по стране и аккумулируются в центре; 6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах.

Унитарные государства бывают централизованными(Швеция, Дания) и децентрализованными(Испания, Франция) в кот крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

2.Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов

Федерации характеризуются следующими чертами: 1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов, например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия);

2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

3) две системы законодательства – общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; 5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях: в Австрии, Австралии, Канаде его нет);

6) двухканальная система налогов;

7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства.

Как известно, федерация многолика. Существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм. Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты.

Кроме того, различают национальную и территориальную федерации. Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т. е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т. д.

Различают также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус. В юридической литературе указаны три разновидности асимметрии (проф. В.Е. Чиркин). К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в их состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. такой территорией была Аляска в США, теперь это самостоятельный штат), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции РФ равноправны в своем положении в Федерации, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов. Третья разновидность – так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).

3.Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

1.Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет практически в полном объеме, создается на договорной, добровольной основе.

2.Нет конфедеративного гражданства и единой территории.

3.Нет Конституции и единогозак-ва; есть только договор о создании

4.Субъекты имеют право свободного выхода

5. Нет общей конфедеративной собственности.

Формы:

Содружество, сообщества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: