История гр. Общества и структура

Происхождение этой идеи относится к далекому прошлому - к "Политике" Аристотеля, "Государству"

Платона, другим древнегреческим учениям. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г.

Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, но сам термин "гражданское общество" стал

устойчиво употребляться лишь в XVIII в. До этого научная мысль им практически не пользовалась, так как

государство и общество рассматривались как единое целое.

Однако и в более позднее время принципиального различия между обществом и государством не

проводилось. Разделить их было непросто, ведь государство - форма организации общества. Из этого,

конечно, не следует, что общественные и государственно-властные структуры, механизмы полностью и

во всех случаях отождествлялись. Но уже В. Гумбольдт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М.

Вебер и другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет

еще не было.

Очевидным было только хронологическое несовпадение названных категорий. Если государство

возникло примерно всего лишь шесть тысячелетий тому назад и в глобальном плане представляет собой

сравнительно молодое образование, то общество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по

последним данным науки - гораздо больше. Но в данном случае речь идет о периоде, когда общество и

государство существовали вместе и создавалось впечатление, что это - одно и то же. Понадобилось

время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани и убедились в том, что одно есть часть другого.

Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом

имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной

независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывалось и как цивильное,

частное, т.е. такое, в котором помимо официальных институтов существует не подконтрольный им уклад

жизни - область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения

товаропроизводителей и потребителей.

Речь шла о невмешательстве власти в "гражданские дела" личности, частную жизнь людей.

Имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства, инициативы,

предприимчивости, где государство должно было выполнять лишь роль "ночного сторожа", "арбитра",

"надсмотрщика". Гражданское общество мыслилось как своего рода синоним сугубо рыночных отношений

и других форм деятельности, не отождествляемых с официальной властью.

По Гегелю, гражданское общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной

собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг,

культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Из

естественного, "некультурного" состояния, писал Гегель, "люди должны вступить в гражданское общество,

ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью". При этом он подчеркивал,

что подобное общество возможно лишь "в современном мире". Иными словами, гражданское общество

противополагалось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумевалось, конечно,

классическое буржуазное общество.

Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества,

обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь

людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и

другими факторами.

Основной принцип материалистического понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс видели "в том,

чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть

действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и

порожденную им форму общения - т.е. гражданское общество на его различных ступенях - как основу

всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере

государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы

сознания, религию, философию, мораль и т.д. и проследить процесс их возникновения на этой основе"

Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение индивидов в

рамках определенной ступени развития производительных сил. Это "материальное общение" включает в

себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль,

конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы.

Все это обладает известной автономностью, характеризуется своими внутренними связями и

закономерностями.

Под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно не зависимых от государства.

Признаки: 1)экономическая свобода, многообразие форм собственности 2)признание и защита естественных прав человека 3) демократический характер власти 4)равенство всех перед законом 5) правовое государство, основанное на принципе разделения властей 6) политический и идеологический плюрализм.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие сферы его жизнедеятельности. Материал опубликован на
Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т.п.).

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в кᴏᴛᴏᴩые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: