Происхождение этой идеи относится к далекому прошлому - к "Политике" Аристотеля, "Государству"
Платона, другим древнегреческим учениям. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г.
Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, но сам термин "гражданское общество" стал
устойчиво употребляться лишь в XVIII в. До этого научная мысль им практически не пользовалась, так как
государство и общество рассматривались как единое целое.
Однако и в более позднее время принципиального различия между обществом и государством не
проводилось. Разделить их было непросто, ведь государство - форма организации общества. Из этого,
конечно, не следует, что общественные и государственно-властные структуры, механизмы полностью и
во всех случаях отождествлялись. Но уже В. Гумбольдт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М.
Вебер и другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет
еще не было.
Очевидным было только хронологическое несовпадение названных категорий. Если государство
|
|
возникло примерно всего лишь шесть тысячелетий тому назад и в глобальном плане представляет собой
сравнительно молодое образование, то общество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по
последним данным науки - гораздо больше. Но в данном случае речь идет о периоде, когда общество и
государство существовали вместе и создавалось впечатление, что это - одно и то же. Понадобилось
время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани и убедились в том, что одно есть часть другого.
Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом
имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной
независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывалось и как цивильное,
частное, т.е. такое, в котором помимо официальных институтов существует не подконтрольный им уклад
жизни - область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения
товаропроизводителей и потребителей.
Речь шла о невмешательстве власти в "гражданские дела" личности, частную жизнь людей.
Имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства, инициативы,
предприимчивости, где государство должно было выполнять лишь роль "ночного сторожа", "арбитра",
"надсмотрщика". Гражданское общество мыслилось как своего рода синоним сугубо рыночных отношений
и других форм деятельности, не отождествляемых с официальной властью.
По Гегелю, гражданское общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной
|
|
собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг,
культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Из
естественного, "некультурного" состояния, писал Гегель, "люди должны вступить в гражданское общество,
ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью". При этом он подчеркивал,
что подобное общество возможно лишь "в современном мире". Иными словами, гражданское общество
противополагалось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумевалось, конечно,
классическое буржуазное общество.
Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества,
обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь
людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и
другими факторами.
Основной принцип материалистического понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс видели "в том,
чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть
действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и
порожденную им форму общения - т.е. гражданское общество на его различных ступенях - как основу
всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере
государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы
сознания, религию, философию, мораль и т.д. и проследить процесс их возникновения на этой основе"
Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение индивидов в
рамках определенной ступени развития производительных сил. Это "материальное общение" включает в
себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль,
конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы.
Все это обладает известной автономностью, характеризуется своими внутренними связями и
закономерностями.
Под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно не зависимых от государства.
Признаки: 1)экономическая свобода, многообразие форм собственности 2)признание и защита естественных прав человека 3) демократический характер власти 4)равенство всех перед законом 5) правовое государство, основанное на принципе разделения властей 6) политический и идеологический плюрализм.
Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие сферы его жизнедеятельности. Материал опубликован на
Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.
Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.
Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т.п.).
Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
|
|
Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в кᴏᴛᴏᴩые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.