Предмет и задачи истории. Развитие исторического процесса

МАЙ

Содержание занятия - каждое второе занятие в неделю проводится аналогично предыдущему. Предлагаются лишь некоторые изменения в ос­новных движениях. По своему усмотрению педагог может вносить дополнения в раз­личные части занятия, в том числе и свои варианты подвижных игр.

Вводная ходьба – 2 мин

ОРУ –3мин

ОВД – 5 мин

Подвижные игры – 3 мин

Малоподвижные игры – 2мин

Итого – 15 мин

№ занятия Программное содержание Части занятий
Вводная Основная Заключи тельная
Вводная ходьба ОРУ ОВД Подвижные игры Малоподвижные игры
З А Н Я Т И Е З А Н Я Т И Е З А Н Я Т И Е З А Н Я Т И Е З А Н Я Т И Е З А Н Я Т И Е З А Н Я Т И Е З А Н Я Т И Е Ходить и бегать по кругу, сохранять равновесие при ходьбе на повышенной опоре, упражнять в перепрыгивании через шнур. Ходить и бегать по кругу, сохранять равновесие при ходьбе на повышенной опоре, упражнять в перепрыгивании через шнур. Ходить и бегать врассыпную, продолжать учить приземляться на носочки в прыжках в длину с места, упражнять в подбрасывании мяча вверх. Ходить и бегать врассыпную, продолжать учить приземляться на носочки в прыжках в длину с места, упражнять в подбрасывании мяча вверх. Ходить колонной по одному, выполняя задания по сигналу воспитателя, бегать врассыпную, учить подбрасывать мяч вверх и ловить его, упражнять в ползании пот скамейке на ладонях и коленях. Ходить колонной по одному, выполняя задания по сигналу воспитателя, бегать врассыпную, учить подбрасывать мяч вверх и ловить его, упражнять в ползании пот скамейке на ладонях и коленях. Упражнять в ходьбе, отрабатывая переменный шаг и координацию движений, и беге врассыпную, закреплять умение влезать на наклонную лесенку, не пропуская реек, упражнять в равновесии. Упражнять в ходьбе, отрабатывая переменный шаг и координацию движений, и беге врассыпную, закреплять умение влезать на наклонную лесенку, не пропуская реек, упражнять в равновесии.   Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег между расставлен­ными в одну линию предметами, 5-6 штук (кегли поставлены на рас­стоянии двух шагов ребенка); ходьба переменными шагами, ходьба и бег врассыпную. Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег между расставлен­ными в одну линию предметами, 5-6 штук (кегли поставлены на рас­стоянии двух шагов ребенка); ходьба переменными шагами, ходьба и бег врассыпную. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя: «Аист!» - остановиться, поднять ногу, согнутую в колене, руки в сто­роны, затем продолжить ходьбу. На сигнал педагога: «Лягушки!» - дети приседают на корточки, кладут руки на колени. После нескольких повторений бег врассыпную по всему залу. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя: «Аист!» - остановиться, поднять ногу, согнутую в колене, руки в сто­роны, затем продолжить ходьбу. На сигнал педагога: «Лягушки!» - дети приседают на корточки, кладут руки на колени. После нескольких повторений бег врассыпную по всему залу. Ходьба в колонне по одному; по сигналу воспитателя дети переходят на ходьбу на носках, руки за голову; обычная ходьба, руки в стороны; переход на бег врассыпную. Ходьба и бег в чередовании. Ходьба в колонне по одному; по сигналу воспитателя дети переходят на ходьбу на носках, руки за голову; обычная ходьба, руки в стороны; переход на бег врассыпную. Ходьба и бег в чередовании. Ходьба в колонне по одному. Воспитатель подает команду ведущему идти через середину зала к стойке, затем в противоположную сторону к двери, потом к окну. Вся колонна передвигается за ведущим (наиболее подготовленный ребенок). Ходьба и бег врассыпную по все­му залу, перестроение в ходьбе в колонну по одному, выполняя задания руками. Ходьба в колонне по одному. Воспитатель подает команду ведущему идти через середину зала к стойке, затем в противоположную сторону к двери, потом к окну. Вся колонна передвигается за ведущим (наиболее подготовленный ребенок). Ходьба и бег врассыпную по все­му залу, перестроение в ходьбе в колонну по одному. 1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Ру­ки через стороны вверх, подняться на носки, хлопнуть в ладоши над го­ловой. Опуститься на всю ступню, вернуться в исходное положение (4 раза). 2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот впра­во (влево), отвести правую руку в сторону, вернуться в исходное поло­жение (4 раза). 3. И. п. - сидя на полу, ноги прямые, руки в упоре сзади. Поднять правую прямую ногу вверх, опустить, вернуться в исходное положение. То же левой ногой (4 раза). 4. И. п. -стойка ноги вместе, руки произвольно вдоль туловища. Прыжки на двух ногах (ноги врозь - ноги вместе) под счет воспитателя 1-8 или удары в бубен (музыкальное сопровождение). Повторить 3 раза. См занятие 1 на стульях. 1. И. п. - сидя на стуле, руки за голову. Руки в стороны, вверх, в сто­роны; вернуться в исходное положение (5 раз). 2. И. п. - сидя на стуле, ноги расставлены, руки на пояс. руки в сто­роны, наклон вправо (влево); выпрямиться, руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз). 3. И. п. - сидя на стуле, ноги расставлены, руки за голову. руки в стороны, наклон вперед к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носка правой (левой) ноги. Выпрямиться, руки в стороны, вернуть­ся в исходное положение (4 раза). 4. И. п. - стоя боком к стулу, руки произвольно. Прыжки вокруг сту­ла на двух ногах, в обе стороны под счет воспитателя. После серии прыжков небольшая пауза и повторение прыжков. См занятие3 с мячом. 1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч вниз. Мяч вверх, поднимaяcь на носки, вниз, вернуться в исходное положение (4-5 раз). 2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед со­бой. Наклон вперед, прокатить мяч вокруг правой (левой) ноги, выпря­миться, вернуться в исходное положение (по 3 раза в каждую сторону). 3. И. п. - сидя, ноги врозь, мяч в обеих руках перед собой. Мяч вверх, наклониться вперед и коснуться пола между носками ног. Вы­пpямитьcя, мяч вверх; вернуться в исходное положение (4- 5 раз). 4. И. п. - ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках перед со­бой. Прыжки на двух ногах с поворотом кругом вправо и влево, в чере­довании с небольшой паузой (3-4 раза). См занятие 5 1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Ру­ки через стороны вверх, подняться на носки, хлопнуть в ладоши над го­ловой. Опуститься на всю ступню, вернуться в исходное положение (4 раза). 2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот впра­во (влево), отвести правую руку в сторону, вернуться в исходное поло­жение (4 раза). 3. И. п. - сидя на полу, ноги прямые, руки в упоре сзади. Поднять правую прямую ногу вверх, опустить, вернуться в исходное положение. То же левой ногой (4 раза). 4. И. п. -стойка ноги вместе, руки произвольно вдоль туловища. Прыжки на двух ногах (ноги врозь - ноги вместе) под счет воспитателя 1-8 или удары в бубен (музыкальное сопровождение). Повторить 3 раза. См занятие 7 - Ходьба по скамейке (высота 30см) - перепрыгивание через шнуры (расстояние между ними 30-40 см. - Ходьба по скамейке (высота 30см) - перепрыгивание через шнуры (расстояние между ними 30-40 см. - Подбрасывание мяча вверх двумя руками - Ползание по скамейке - Прыжки в длину с места (расстояние между шнурами 15см) - Подбрасывание мяча вверх двумя руками) - Подбрасывание мяча вверх двумя руками - Ползание по скамейке - Подбрасывание мяча вверх двумя руками - Ползание по скамейке - влезание на наклонную лесенку. - Ходьба по доске, руки на поясе. - влезание на наклонную лесенку. - Ходьба по доске, руки на поясе. «Мыши в кладовой» - дети – мыши сидят в норках – на стульчиках, расположенных вдоль стены. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 40-50 см – это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они прогибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как-будто грызут сухари. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Они убегают в норки, обратно подлезая под верёвку, не задевая её. 3раза. «Мыши в кладовой» - дети – мыши сидят в норках – на стульчиках, расположенных вдоль стены. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 40-50 см – это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они прогибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как-будто грызут сухари. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Они убегают в норки, обратно подлезая под верёвку, не задевая её. 3раза. «Птички в гнёздышках». В разных концах зала устраивается 3-4 гнезда из обручей большого диаметра. Дети – птички размещаются в гнездышках. По сигналу воспитателя они вылетают из гнёзд – перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, клюют зёрна. Затем вновь бегают и по сигналу «птички в гнёзда» дети убегают в гнёзда, перешагивая через препятствие. Все птицы занимают свои гнёзда. 3-4 раза. «Птички в гнёздышках». В разных концах зала устраивается 3-4 гнезда из обручей большого диаметра. Дети – птички размещаются в гнездышках. По сигналу воспитателя они вылетают из гнёзд – перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, клюют зёрна. Затем вновь бегают и по сигналу «птички в гнёзда» дети убегают в гнёзда, перешагивая через препятствие. Все птицы занимают свои гнёзда. 3-4 раза. «Воробышки и кот». Дети стоят вдоль стен комнаты на больших кубах (15-20 см) или скамейках. Это воробышки на крыше или в гнёздышках. В стороне сидит кошка, роль которой исполняет ребёнок. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамейки, отводят руки в стороны – воробышки машут крыльями – и бегают врассыпную по комнате. Кошка просыпается, произносит «Мяу», и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнёздышки. Заняв своё место. Пойманных воробышков кошка отводит к себе домой. 3-4 раза. «Воробышки и кот». Дети стоят вдоль стен комнаты на больших кубах (15-20 см) или скамейках. Это воробышки на крыше или в гнёздышках. В стороне сидит кошка, роль которой исполняет ребёнок. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамейки, отводят руки в стороны – воробышки машут крыльями – и бегают врассыпную по комнате. Кошка просыпается, произносит «Мяу», и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнёздышки. Заняв своё место. Пойманных воробышков кошка отводит к себе домой. 3-4 раза. «Найди свой цвет» - у детей в руках платочки трёх цветов. В трёх углах комнаты цветные флажки на подставках. По сигналу «Идите гулять» дети расходятся по площадке, по сигналу «Найди свой цвет», бегут к флажку соответствующего цвета. 2-3 раза. «Найди свой цвет» - у детей в руках платочки трёх цветов. В трёх углах комнаты цветные флажки на подставках. По сигналу «Идите гулять» дети расходятся по площадке, по сигналу «Найди свой цвет», бегут к флажку соответствующего цвета. 2-3 раза. Игра малой подвижности по вы бору детей Игра малой подвижности по вы бору детей «угадай, кто кричит?» Ходьба в колонне по одному. Ходьба в колонне по одному Ходьба в колонне по одному с флажками Ходьба в колонне по одному с флажками Игра по желанию детей.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.

История подразделяется и по широте изучений объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Истоки истории уходят к началу человеческого рода. С тех пор, как сформировалось сознание человека, возникла необходимость запоминать главные события и передавать следующим поколениям уроки жизни; это способствовало сохранению и пополнению социального генотипа. Устные предания о действительных событиях переплетались с мифами. Такие предания выступали подчас в литературной форме.

С появлением письменности сведения об исторических фактах записывались на глиняные таблички, стены храмов и пирамид, на свитки папируса.

Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм – идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Так, древние индийцы считали, что «золотой век» человечества уже пройден, а впереди – только тяжёлый труд и всевозможные испытания.

Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась древним людям как проявление воли богов: Рок определял судьбу народов.

Начало исторической науки, как и многих других, было положено в Древней Греции в творениях первых профессиональных историков – Геродота (481 – 425 гг. до н.э.), которого Цицерон называл «отцом истории», Фукидида (460 – 390 гг. до н.э.), позднее – Полития (205 – 125 гг. до н.э.); в Древнем Риме – Тита Ливия, Тацита, Плутарха и многих других. Появились многотомные исторические исследования («Всеобщая история» Полития составляла 40 книг), в которых стремились не только описать, но и объяснить все эти события, выявить внутреннюю логику, закономерности исторического процесса, сделать историю поучительной и полезной для современников. Последнее чётко выразил Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н.э.): «В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что здесь видишь всякого рода поучительные примеры в обрамлении величественного целого; здесь и для себя, и для человечества ты найдешь, чему подражать, здесь же – чего избегать». Была выдвинута идея циклических круговоротов в истории народов, т. е. повторения одних и тех же стадий. Китайский историк Сыма Цянь (145 – 86 гг. до н. э.) рассматривал историю общества как замкнутый кругооборот.

В эпоху Средневековья века историческая мысль развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденционализма («по воле провидения»), разработанная Августином Блаженным (354 – 430 гг.). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539 – 593 или 594 гг.), автора десятитомного труда «История франков», которого называют «отцом варварства», Рауля Глабера (985 – ок. 1047 гг.), Михаила Пселла (1018 – ок. 1078 или ок. 1096 гг.). На арабском Востоке наиболее крупными учёными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (Х в.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX – нач. Х в.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX в.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печёрского монастыря летописца Нестора. Позже появилось «Слово о полку Игореве», посвящённое неудачному походу на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославовича. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения под угрозой нашествия.

Периоды Возрождения и Просвещения выдвинули целую плеяду блестящих историков, накопивших огромный исторический материал и ставивших своей задачей осмыслить его не с позиции догматов религии, а законов исторического развития. Достаточно назвать такие имена, как Болен и Макиавелли, Бруни и Граций, Вольтер и Руссо, Монтескье и Кондорсе, Карамзин и Погодин.

Подлинный переворот в исторической науке произошел с середины XIX века. Ее главным содержанием стало выявление закономерностей исторического прогресса, расширение рамок предмета этой науки, тесное переплетение с философией, политической экономией, археологией. Формирование нового взгляда на закономерности истории стало результатом научной деятельности Г. Гегеля и К. Маркса, Л. Моргана и Ф. Энгельса, О. Тьерри и Ф. Гизо, С. Соловьева и Н. Чернышевского.

Один из основоположников современной философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.) различал три вида историографии: первоначальная, описательная история, оставленная нам античными историками; рефлективная история, дающая обзор продолжительных периодов истории страны или человечества с помощью обобщений, абстракций либо критического анализа исторических трудов; философская история, с помощью которой мы устанавливаем, что разум господствует в мире, что всемирно-исторический процесс совершался разумно, что разум есть его содержание, бесконечная мощь, абсолютная конечная цель. Гегель считал, что в природе наблюдается вечное круговращение; «лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое… История начинается с того времени, когда в мире начинает осуществляться разумность, когда появились государство и право».

Со временем при изучении истории стали использовать огромное количество вспомогательных дисциплин. Эти дисциплины имеют сравнительно узкий предмет исследования, зато изучают его детально и таким образом способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – старинные акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпитафия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края. История соединилась с археологией, изучающей исторические предметы, найденные в земле. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники и историография, задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Русский философ Н. А. Бердяев отмечал наличие жизненных циклов в судьбе каждого народа: «Если взять судьбы народов, судьбы общества, судьбы культур человеческих в истории, то мы видим, что все культуры, все эти общества и все народы переживают в судьбе своей разные периоды – период зарождения, детства, возмужания, высшего расцвета и, наконец, период старости, дряхлости, отцветания и смерти. Все великие культуры и все общества подвергались этому процессу одряхления и умирания».

Известный английский исследователь Арнольд Тойнби высказывал следующие мысли: «Хотя деятельность человека и общества предопределена природными законами и циклами, историческим наследием, окружающей естественной и социальной средой, исторические процессы носят закономерный, циклично повторяющийся в схожих ситуациях характер, – за людьми сохраняется известная свобода выбора (и ответственность перед будущими поколениями) в созидании своего разно вариантного будущего. Мы, люди, наделены свободой выбора, и мы не можем сбросить груз ответственности на плечи Господа или природы. Мы должны взять это на себя. Это нам решать». Он указывал, что историю для того и нужно изучать, чтобы умело решать загадки и головоломки нашего собственного будущего: «Хотя эти загадки иногда трудно разгадать, они на самом деле просто и открыто говорят о том, что нам следовало знать прежде всего. Они говорят, что наше будущее зависит от нас самих. Мы не просто заложники неотвратимой судьбы».

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция – практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выделяя на основе теоретического осмысления фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Третья функция – мировоззренческая. История создаёт документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, её фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвёртая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Вопросы:

1. Объясните, зачем нужно изучать историю.

2. Как развивался процесс изучения истории?

3. Зачем нужны вспомогательные исторические дисциплины?

4. Как вы думаете, можно ли изучать историю, нарушая хронологическую последовательность событий? Свой ответ обоснуйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: