Преподобный Нестор Летописец

Родиной преподобного Нестора был Киев. Здесь, в 1064 г., согласно его летописи, он жил еще в миру. По собственным словам его он поступил в Печерскую обитель в 17 лет, при жизни преподобного Феодосия, но при нем жил не долго. В монашество пострижен уже преемником Феодосия, преподобным Стефаном, при котором не ранее 1078 г. был удостоен сана диакона. Блаженный Нестор под влиянием благочестивых примеров иноческой жизни обители, под управлением опытных наставников, со всею равностью возрастал в духовной жизни. В 1091 году ему игумен поручил отыскать мощи преподобного Феодосия, и это поручение выполнено было им с полным усердием и увенчалось успехом.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами".

Первое из его сочинений по времени было житие святых князей Бориса и Глеба. В 80-х годах Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского. Но главным подвигом жизни преподобного Нестора явился труд над составлением "Повести временных лет", который был окончен к 1112-1113 годам. "Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начапервее княжить и откуда Русская земля стала есть" — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Преподобный Нестор оставил также сведения о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Летописец был очевидцем разгрома Печерского монастыря в 1096 году в результате хищных набегов половцев.

В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм "Повести временных лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор завещал Печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стал игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейшие из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть временных лет" преподобного. Нестора ("Лаврентьевскую летопись").

Блаженная кончина преподобного Нестора последовала в 1114 году. Память летописца Церковь чтит особо 27 октября (9 ноября).

Приложение 7

Справочный материал

Татищев Василий Никитич (1686–1750), русский историк и государственный деятель.

Родился 19 апреля 1686 г. в Пскове в знатной дворянской семье. В семь лет был пожалован в стольники и взят ко двору царя Ивана V, с женой которого Прасковьей Федоровной (урожденной Салтыковой) Татищевы находились в родстве. Придворная «служба» продолжалась до смерти в 1696 г. царя Ивана V, после чего Татищев покинул двор. В документах отсутствуют свидетельства об учебе Татищева в школе. В 1704 г. юноша был зачислен в Азовский драгунский полк и прослужил в армии 16 лет, оставив ее накануне окончания Северной войны со шведами. Участвовал во взятии Нарвы (1703), в Полтавской битве (1709), Прутском походе (1711-1713) Петра I против турок.

В конце 1712 г. Татищев был послан в Германию, где пробыл с перерывами 2,5 года, изучая фортификационное и артиллерийское дело, оптику, геометрию и геологию. Весной 1716 г. вернулся в Россию и был переведен в артиллерийский полк, выполнял специальные поручения начальника артиллерии русской армии Я.В.Брюса и самого Петра I.

В 1720 г. был послан на Урал, где занимался организацией горнозаводской промышленности. С именами Татищева и крупного инженера-металлурга В.И.Генина связано основание Екатеринбурга и Ягошихинского завода, положившего начало г. Перми, геологическое и географическое изучение Урала. В 1724–1726 гг. находился в Швеции, где надзирал за обучением русских юношей горному делу и изучал экономику и финансы. По возвращении Татищева назначили членом, затем главой Монетной конторы (1727–1733), занимавшейся чеканкой золотых, серебряных и медных денег

В своих записках и представлениях на имя императрицы Екатерины I выступал за введение в России десятичной системы мер и весов, за упорядочение денежного обращения, увеличение доходов казны путем развития промышленности, внешней торговли, роста экспорта. Тогда же написал общественно-политическое и философское произведение «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ»(1733), где отразились общие основы мировоззрения Татищева – рационализм и практицизм. В 1734–1737 гг. вторично был направлен руководить металлургической промышленностью Урала, затеял строительство новых железоделательных и медеплавильных заводов, поставив цель увеличить производство железа на одну треть. В Екатеринбурге начал работу над «Общим географическим описанием всея Сибири», которое из-за отсутствия материалов оставил незавершенным, написав только 13 глав и план книги. Конфликт со ставленниками Бирона и недовольство местных влиятельных лиц отдельными злоупотребления властью со стороны Татищева, привели к его отзыву, а затем отдаче под суд.

В последние годы жизни Татищев был начальником Оренбургской и Калмыцкой комиссий, астраханским губернатором. В 1745 г. из-за выявленных ревизией финансовых нарушений по прежней работе он был отстранен от должности губернатора и сослан в свое имение – сельцо Болдино Дмитровского уезда Московской губернии, где находился под домашним арестом до самой смерти.

Болдинский период жизни Татищева – самый плодотворный в научном отношении. Здесь ему удалось закончить первый русский энциклопедический словарь «Российский исторический, географический и политический лексикон», в значительной степени завершить «Историю Российскую», трудиться над которой он начал, когда возглавлял Монетную контору. (Опубликован труд Татищева был только в 1760–1780-ые годы по рукописи Г.Ф.Миллера).

Авторская концепция, изложенная в «Истории Российской», построена на анализе деятельности конкретных исторических личностей, что было традиционно как для российской, так и европейской исторической науки XVIII в. Говоря об основных этапах развития истории, Татищев сравнивал ее с человеческой жизнью, выделяя три этапа:

· младенчество – время до создания письменности,

· юность человечества – связывается с появлением христианства,

· зрелость «берет начало» от «теснения книг «, т.е книгопечатания.

В трудах Татищева утверждается «прямолинейный», поступательный ход истории, когда общественный прогресс зависит прежде всего от развития научных знаний и представлений. Татищев выделяет причинно-следственные связи исторического процесса как взаимосвязь систем: история человечества, история народа-государства, история поступков отдельного человека.

Работая над «Историей Российской», Татищев открыл для науки такие документальные памятники, как «Русская Правда», «Судебник» Ивана Грозного, «Книга Большого Чертежа», собрал богатейшие летописные материалы. Труд Татищева по форме напоминал летопись, в которой в хронологической последовательности излагались события истории России с древнейших времен до 1577 г. Центральное место в изложении отводилось самодержавию. Периоды экономического процветания и могущества России, утверждал автор, всегда совпадали с «единовластительством». Переход власти к боярской аристократии, феодальные усобицы в удельный период привели к подчинению Руси монголам, а ограничение царской власти в начале XVII в. (Смутное время)– к разорению государства и отторжению значительных территорий шведами и поляками. Основной вывод Татищева: «…Всяк может видеть, сколько монархическое правление государству нашему протчих полезнее, чрез которое богатство, сила и слава государства умножается, а через протчее умаляется и гинет».

Умер Татищев в Болдино 15 июля 1750.

Приложение 8

Справочный материал

Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

Родился 8 (19) ноября 1711 г в д.Денисовка (ныне с.Ломоносово) близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь рифмотворнуюСимеона Полоцкого. В декабре 1730 г. ушел с рыбным обозом в Москву.

В январе 1731г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В начале 1736 г. как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 г. отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 г. был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 г. – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев.

Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 г. он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 г.. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741–1761 гг. в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.

В 1742 г. Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 г. по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России. В 1758 г. ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук.

Для Ломоносова занятие историей было делом, связанным с выработкой национального самосознания российского народа. Сторонник просвещенного абсолютизма, он последовательно обосновывал руководящую роль абсолютной монархии в жизни страны. Ломоносов выступил как один из первых и последовательных критиков норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Он доказывал, что название «россияне» происходит от «роксалан» -славян и что роксаланы вместе с готами перешли с берегов Черного моря к побережью Балтийского моря, получив там название варяги. Антинорманистская концепция истории Древне Руси нашла отражение в главном историческом труде Ломоносова «Древняя Российская история от начала российского народадо кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года».

Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.

Характеристику личности Ломоносова дал А.С.Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

Умер Ломоносов в Петербурге 4 (15) апреля 1765 г.

Приложение 9

Справочный материал

Карамзин Николаевич Михайлович (1766–1826), русский писатель и историк.

Родился 1 (12) декабря 1766 г. в деревне Михайловка Симбирской губернии. Сын отставного армейского офицера, он воспитывался в частном учебном заведении- пансионе Шардена при Московском университете и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. В 1784 г. или 1785 г. поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком издателя Н.И.Новикова. Четыре года спустя Карамзин отправился в долгое путешествие по Европе, где стал свидетелем «ужасов якобинской диктатуры» времен Французской революции. Свои европейские впечатления Карамзин описал в «Письмах русского путешественника».

По возвращении в Россию Карамзин основал «Московский журнал» (1791–1792), литературно-художественное периодическое издание, где публиковал сочинения современных западноевропейских и российских авторов. Повесть «Бедная Лиза» (1792) принесла ему широкое признание. В 1790-х годах он был главой российского сентиментализма, а также вдохновителем движения за раскрепощение русской прозы, находившейся в стилистической зависимости от церковнославянского богослужебного языка.

Постепенно его интересы переместились из области литературы в область истории. В 1801 г. Карамзин основал новый журнал «Вестник Европы» (1802–1830) – первый из многочисленных российских литературно-политических журналов-обозрений. В 1804 г. ушел с поста редактора, принял должность императорского историографа (1803) и до самой смерти был занят почти исключительно сочинением «Истории государства Российского», первый том которой появился в печати в 1816 г.. Карамзин довел историческое повествование до начала 17 в., при этом он включил в научный оборот исторические источники: новые летописные списки (Ипатьевский свод), «Кормчая книга», Новгородская Судная грамота, «Судебник» Ивана III «Стоглав»,прежде обойденные вниманием. В 1810–1811 гг. Карамзин по личному заказу Александра I составил «Записку о древней и новой России», где с консервативных позиций московского дворянства резко критиковал внутреннюю и внешнюю российскую политику.

Истинный представитель века Екатерины Великой и Александра I, Карамзин сочетал западничество и либеральные устремления с политическим консерватизмом. Он был убежден, что движущая сила исторического прогресса – это государственная власть, основанная на самодержавии. Вместе с тем, вслед за французским просветителем Ш.Монтескье, Карамзин писал: «Предмет самодержавия, есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу.

В журнале «Вестник Европы» выступал за усвоение Россией цивилизационного опыта Запада и, в особенности, опыта новоевропейской философии (от Ф.Бэкона и Р.Декарта до И.Канта и Ж.-Ж.Руссо). В идеях Просвещения Карамзин видел окончательное преодоление догматизма и схоластики Средневековья. В 1790-е годы Карамзин обращается к проблемам исторического знания, методологии истории. Первоначально для него был характерен исторический оптимизм и вера в неизбежность социального и духовного прогресса. Но уже в «Письмах Мелодора и Филалета» (1795), сопоставляя концепцию исторического круговорота Дж.Вико и прогрессистскую модель И.Гердера, Карамзин ставит под сомнение идею автоматического прогресса и усматривает в истории «вечное смешение истин с заблуждениями и добродетели с пороком». Один из основных и принципиальных тезисов Карамзина: «Историк не летописец», он обязан стремиться к пониманию внутренней логики происходящих событий, должен быть «правдив», и никакие пристрастия и представления не могут служить оправданием искажения исторических фактов: «История – не роман и не сад, где все должно быть приятно - она изображает действительный мир».

Умер Карамзин в Петербурге 22 мая (3 июня) 1826.

Приложение 10

Справочный материал

Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885) русский правовед, историк, публицист.

Родился в Петербурге 4 (16) ноября 1818 г. в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1844 г.там же защитил магистерскую диссертацию, преподавал на кафедре истории русского законодательства. С 1857 г. работал на кафедре гражданского права Петербургского университета. В 1861 г. Кавелин ушел в отставку по политическим мотивам. С 1878 г. занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. Сторонник реформ, умеренный либерал в 1860-е годы, в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора. Столь же решительно Кавелин осуждал и репрессивные меры властей. В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником умеренных административных реформ, проводимых «сверху».

Увлекавшийся в юности идеями Гегеля и отдавая должное славянофилам (особенно А.С.Хомякову), Кавелин под влиянием В.Г.Белинского, а позднее А.Н. Герцена и Т.Н.Грановского стал убежденным западником. К трудам философского характера относятся прежде всего две его работы: «Задачи психологии «(1872) и «Задачи этики» (1884).

С именем Кавелина связано становление «государственной школы» в отечественной историографии. В исторических трудах «Взгляд на юридический быт древней Руси», «Краткий взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории» Кавелин главное внимание уделяет развитию российской государственности, формированию юридических и гражданских основ России. История России, по мнению Кавелина, -это изменение форм государственного быта, выражавшаяся в постепенном упадке родственных отношений и развитии государственный, а также личностных начал.

Мыслитель-либерал Кавелин при анализе исторической жизни народов выделял два основных элемента: формирование общественного организма и развитие личности, которой отводилась решающая роль в понимании истории. «Для народов, призванных ко всемирно-историческому действованию, существование без начала личности невозможно... Личность, осознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, – есть необходимое условие всякого духовного развития народа». Смысл русской истории он видел в становлении и укреплении «начала личности», что должно было в конечном счете привести к сближению России с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития человечества. «Нравственное развитие и деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность людей, как и все другие стороны развития и деятельности».

Умер Кавелин в Петербурге 3 (15) мая 1885 г.

Приложение 11

Справочный материал

Погодин Михаил Петрович (1800–1875), русский историк, писатель, публицист и коллекционер.

Родился 11 (23) ноября 1800 в Москве, в семье получившего вольную крепостного «домоправителя» московского градоначальника графа И.П.Салтыкова. В 14 лет поступил в Московскую губернскую гимназию, которую окончил в числе лучших выпускников. В 1818 поступил и спустя три года окончил с золотой медалью словесное отделение Московского университета.

По окончании университета Погодин получил место учителя географии в университетском Благородном пансионе. В 1823 сдал магистерский (кандидатский) экзамен, а через год представил к защите диссертацию О происхождении Руси, явившую собой, по мнению современников, «лучший свод главных доказательств норманизма» (происхождения русского государства от варягов). Затем увлекся философией Шеллинга, попытался применить его философско-исторические построения к объяснению русской истории, написал Исторические афоризмы (1827), где доказывал «непохожесть» отечественного прошлого на западноевропейское.

Одновременно с занятиями историей Погодин в 1827–1830 издавал журнал «Московский вестник», в котором печатал свои произведения А.С.Пушкин. Сам Погодин в течение жизни написал немало посредственных беллетристических и драматических произведений на историко-бытовые темы. Среди них – повести Невеста на ярмарке, Руса коса, Черная немочь, драмы Марфа, посадница новгородская, История в лицах о царе Борисе Федоровиче Годунове, История в лицах о Дмитрии Самозванце, Петр I.

Преподавать Погодин начал в Московском университете в качестве адъюнкта в 1826, читая курс всеобщей истории. В 1834 защитил докторскую диссертацию О летописи Нестора, ставшую классикой норманизма в российской историографии. В следующем году, после перевода М.Т.Каченовского на открытую кафедру истории и литературы славянских наречий, был назначен профессором на кафедру русской истории. Годы профессорской деятельности – период наиболее интенсивной научной работы. Многочисленные статьи впоследствии были собраны в сборнике Исторические отрывки, первая часть которого вышла в 1846, и в семи томах его Исследований, замечаний и лекций о русской истории, напечатанных в 1840–1850-х годах.

В связи с Польским восстанием 1830–1831 Погодин написал верноподданнические Исторические размышления об отношениях Польши к России и послал их шефу жандармов и начальнику III отделения Его императорского величества канцелярии А.Х.Бенкендорфу. Статья понравилась, и автору предложили денежную награду. Погодин сначала обиделся, потом передумал и награду попросил.

В качестве профессора Погодин открыто пропагандировал с кафедры и развивал в своих трудах знаменитую формулу тогдашнего президента Академии наук и министра народного просвещения графа С.С.Уварова «Самодержавие, Православие, Народность». В издаваемом Погодиным в 1841–1856 журнале «Москвитянин» теория официальной народности занимала излюбленное место. Издатель и редактор писал, что «словене были и есть народ тихий, спокойный, терпеливый», они «всегда довольны своей участью», отмечал «безусловную покорность» русского народа, его преданность монархии и консерватизм.

В период подготовки крестьянской реформы 1861 ученый подготовил статью Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права (1858), где отстаивал тезис о постепенности процесса закрепощения крестьян и приписывал эту инициативу помещикам, отрицая роль государства. Тем самым Погодин стремился доказать, что государство, готовясь освободить крестьян, совершает акт благодеяния и избавляет их от помещичьей неволи, установление которой произошло без его участия.

К этому времени относится деятельность Погодина по собиранию и публикации древних памятников, особенно рукописей и старых книг. Обширную и ценную коллекцию под названием «Древнехранилище», включавшую более тысячи грамот, около двухсот икон, двух тысяч старинных монет сотни медных и серебряных крестов, ученый в 1852 передал императору Николаю I. Вскоре коллекция была передана Публичной библиотеке в Петербурге. Погодин открыл и ввел в научный оборот сочинения И.Т.Посошкова, «Первое слово Илариона, митрополита Киевского», «Слово на день святых Бориса и Глеба, сказанное до монголов», другие известные древние памятники.

Умер Погодин в Москве 8 декабря 1875. Похоронен на старом кладбище Новодевичьего монастыря.

Приложение 12

Справочный материал

Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879), русский историк.

Родился 5 (17) мая 1820 г. в семье протоиерея, законоучителя (преподавателя закона Божия) и настоятеля Московского коммерческого училища. Учился в духовном училище, затем в 1-й Московской гимназии, где благодаря успехам в науках (любимыми предметами были история, русский язык и словесность) считался первым учеником. В этом качестве Соловьев был представлен попечителю Московского учебного округа графу С.Г.Строганову, который взял его под свое покровительство.

Осенью 1838 г. по результатам выпускных экзаменов в гимназии Соловьев был зачислен на первое (историко-филологическое) отделение философского факультета Московского университета. Учился у профессоров М.Т.Каченовского, Д.Л.Крюкова, Т.Н.Грановского, А.И.Чивилева, С.П.Шевырева. В университете определилось стремление Соловьева к научной специализации по русской истории.

По окончании университета Соловьев по предложению графа С.Г.Строганова выехал за границу в качестве домашнего учителя детей его брата. Вместе с семьей Строгановых в 1842–1844 гг. посетил Австро-Венгрию, Германию, Францию, Бельгию, где имел возможность прослушать лекции известных европейских ученых – философа Шеллинга, географа Риттера, историков Неандера и Ранке в Берлине, Шлоссера в Гейдельберге, Ленормана и Мишле в Париже.

После возвращения Соловьева в Москву в январе 1845 г. он сдал магистерские (кандидатские) экзамены, а в октябре защитил магистерскую диссертацию «Об отношениях Новгорода к великим князьям: историческое исследование», где делался упор на выявлении внутренней связи исторического процесса, которая проявлялась в постепенном переходе славян от родовых отношений к национальному государству. Своеобразие отечественной истории Соловьев видел в том, что, в отличие от Западной Европы, переход от родового быта к государству на Руси происходил с опозданием. Эти идеи Соловьев через два года развил в своей докторской диссертации «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» (1847).

Передовую для своего времени историческую концепцию Соловьева восторженно встретили представители «западнического» буржуазно- либерального направления общественной мысли Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин и др. В спорах о прошлом, настоящем и будущем России, которые будоражили российкое общество в середине XIX в., исторические идеи Соловьева объективно объясняли необходимость отмены крепостного права и буржуазно-демократических реформ.

Возглавив кафедру русской истории Московского университета в 27-летнем возрасте, Соловьев вскоре поставил перед собой неимоверно трудную задачу – создания нового фундаментального труда по истории России с древнейших времен по XVIII в., который заменил бы собой «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина.

В соответствии с замыслом ученый начал перестраивать свои специальные лекционные курсы в университете, посвящая их ежегодно отдельным периодам истории России. Как сообщает Соловьев в своих «Записках», с годами стимулирующую роль в подготовке томов начали играть и материальные соображения. Литературные гонорары стали необходимым дополнением к профессорскому жалованью.

В начале 1851 г. Соловьев закончил первый том обобщающего труда, названного им «История России с древнейших времен». С этого времени историк ежегодно выпускал очередной том. Только последний, 29-й том Соловьев не успел подготовить к изданию, и он вышел в свет в 1879, уже после его кончины.

История России – вершина научного творчества Соловьева, от начала и до конца плод самостоятельной научной работы автора, впервые поднявшего и изучившего новый обширный документальный материал. Главная идея этого сочинения – представление об истории России как едином, закономерно развивающемся прогрессивном процессе продвижения от родового строя к «правовому государству» и «европейской цивилизации». Центральное место в процессе исторического развития России Соловьев отводил возникновению политических структур, на основе которых, по его мнению, складывалось государство. В этом смысле он отстаивал те же взгляды, что и историки «государственной школы» (К.Д.Кавелин и Б.Н.Чичерин). Среди условий развития Руси на первое место Соловьев ставил «природу страны», на второе – «быт племен, вошедших в новое общество», на третье – «состояние соседних народов и государств». С особенностями географии страны Соловьев связывал особенности зарождения русской государственности, борьбу «леса со степью», ход и направление колонизации русскими земель, взаимоотношения Руси с соседними народами. Первым в русской историографии Соловьев обосновал тезис об исторической обусловленности реформ Петра I, постепенном сближении России с Западной Европой. Тем самым ученый выступил против теорий славянофилов, согласно которым петровские реформы означали насильственный разрыв со «славными» традициями прошлого.

В последние годы жизни политические и исторические взгляды Соловьева претерпели определенную эволюцию – от умеренно либеральных к более консервативным. Ученый многое не одобрял ни в методах осуществления буржуазных реформ, ни в пореформенной действительности 1860–1870-х годов, которая далеко не во всем оправдала его ожидания. В своих «Записках» («Мои записки для детей моих, а если можно, и для других»), написанных незадолго до кончины, Соловьев с горечью констатировал: «Преобразования производятся успешно Петрами Великими, но беда, если за них принимаются Людовики ХVI-ые или Александры II-ые». Эта эволюция нашла свое отражение в последних монографиях ученого «История падения Польши» (1863), «Прогресс и религия» (1868), «Восточный вопрос 50 лет назад» (1876), «Император Александр Первый: Политика – Дипломатия» (1877), в «Публичных лекциях о Петре Великом» (1872). В этих трудах Соловьев осудил польское восстание 1863 г., оправдал внешнеполитическую линию России, все более отчетливо стал выступать за просвещенную (не конституционную) монархию и имперское величие России.

Умер Соловьев в Москве 4 октября 1879. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Приложение 13

Справочный материал

Ключевский Василий Осипович (1841–1911), русский историк.

Родился 16 (28) января 1841 г. в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850 г.. Семья вынуждена была перебраться в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», – писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества. В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал труды многих ученых-историков. Чтобы иметь возможность посвятить себя науке, он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет.

С поступлением в Московский университет в 1861 г. начинается новый период в жизни Ключевского. Его учителями становятся Ф.И.Буслаев, Н.С.Тихонравов, П.М.Леонтьев и в особенности С.М.Соловьев: «Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет».

Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни страны – буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества. Предметом выпускной работы в университете «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866) Ключевский избрал изучение около 40 сказаний и записок иностранцев о Руси XV- XVII вв. За сочинение выпускник был награжден золотой медалью и оставлен при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».

Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская (кандидатская) диссертация Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871). Тема была предложена Соловьевым, который, вероятно, рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего ученого для изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель. Ключевский проделал титанический труд по изучению не менее пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную работу, как «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1866–1867). Но затраченные усилия и полученный результат не оправдали ожидаемого – литературное однообразие житий, когда авторы описывали жизнь героев по трафарету, не позволяло установить подробности «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».

После защиты магистерской диссертации Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях. Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище, курс русской истории в Московской духовной академии, на Высших женских курсах, в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 г. преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося Соловьева.

Преподавательская деятельность принесла Ключевскому заслуженную славу. Одаренный способностями образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, известный острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях ученый умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся слушателям.

Докторская диссертация «Боярская дума Древней Руси» (впервые опубликована на страницах журнала «Русская мысль» в 1880–1881) составила известный этап в творчестве Ключевского. Тематика последующих научных трудов Ключевского ясно указывала это новое направление – «Русский рубль ХVI–ХVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884), «Происхождение крепостного права в России» (1885), «Подушная подать и отмена холопства в России» (1886), «Евгений Онегин и его предки» (1887), «Состав представительства на земских соборах древней Руси» (1890) и др.

Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, – «Курс русской истории» в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более трех десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории, Ключевский назвал колонизацию новых земель: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится приблизительно с VIII по XIII в., когда русское население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (XIII – середина XV в.) основная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Основа экономики – вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины XV в. до второго десятилетия XVII в., когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвертый период до середины XIX в. (более позднее время «Курс» не охватывал) – это время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство. В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.

Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины XIX в. Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии. Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого. Анализ эволюции российского государства сближал Ключевского с историками «государственной школы» – К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев и Б.Н.Чичерин.

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Биография самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. Его политические выступления немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора, избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного самодержавия и имперского величия России (неслучаен выбор Ключевского в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II). Политической линии ученого отвечали и произнесенное в 1894 г. и вызвавшее возмущение революционного студенчества «Похвальное слово» Александру III, и настороженное отношение к Первой русской революции, и неудачнаябаллатировка весной 1906 г. в ряды выборщиков в I Государственную думу по кадетскому списку.

Умер В.О.Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Приложение 14

Справочный материал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: