Управление маркетингом — постоянное наблюдение за ходом выполнения программы маркетинга по реализации товаров и услуг в условиях меняющейся конъюнктуры и принятие корректирующих решений. В этот процесс включаются анализ, планирование перевозок, ценообразование, определение каналов реализации транспортных услуг, рекламная деятельность, стимулирование спроса на продукцию транспорта и т. п., то есть все составляющие комплекса маркетинга. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса на транспортные услуги таким образом, чтобы помочь организации в достижении стоящих перед ней целей. Следовательно, осуществляется управление спросом, для чего используются различные инструменты маркетинга, т. н. маркетинг-микс, то есть комплексный («смешанный») маркетинг.
В зависимости от состояния потребительского спроса в определенный момент маркетологи решают конкретную задачу управления с использованием различных видов маркетинга:
|
|
Виды маркетинга | Состояние спроса | Задачи управления маркетингом |
Конверсионный | негативный спрос | создать спрос |
Стимулирующий | отсутствие спроса | стимулировать спрос |
Развивающий | потенциальный спрос | развивать спрос |
Ремаркетинг | снижение спроса | повысить спрос |
Синхромаркетинг | колеблющийся спрос | сбалансировать спрос |
Поддерживающий | полный спрос | поддерживать спрос |
Демаркетинг | чрезмерный спрос | снизить спрос |
Противодействующий | иррациональный спрос | ликвидировать спрос |
Практически все состояния спроса на транспортные услуги и соответственно виды маркетинга на ж.-д. транспорте могут иметь место. Из возможных организационных форм управления маркетингом наиболее приемлемой для ж.-д. транспорта является штабная структура службы маркетинга с использованием элементов функционального (по видам маркетинговой деятельности), товарного (по группам грузов) и географического (по регионам и направлениям) признаков.
Транспортная услуга
Транспортная услуга — основная продукция транспортного предприятия, представляющая собой весь комплекс перевозочной деятельности по транспортному обслуживанию пользователей, включая оформление перевозочных документов, посадку и высадку пассажиров, погрузочно-выгрузочные и начально-конечные операции, собственно перемещение пассажиров и грузов, а также другие сопутствующие работы и услуги, необходимые клиентам транспорта. Это результат деятельности исполнителя перевозки по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.
|
|
Транспортная услуга, как и всякая другая, не имеет вещественной формы, а представляет собой действие, поэтому она неосязаема, невзаимозаменяема, несохраняема, неотделима от источника и непостоянна по качеству. Стоимость транспортной услуги оказывает большое влияние на потребительную стоимость многих товаров на месте их потребления. В области грузовых перевозок деятельность транспорта относится к производственной инфраструктуре. Поэтому грузовой транспорт относят к сфере материального производства.