Понятия управленческого решения и классификация

Одним из показателей деятельности менеджера являет­ся его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений — это творче­ский процесс в деятельности руководителей. Он, как пра­вило, включает ряд стадий:

· выработку и постановку цели;

· изучение проблемы;

· выбор и обоснование критериев эффективности и воз­можных последствий принимаемых решений;

· рассмотрение вариантов решений;

· выбор и окончательное формулирование решения;

· принятие решения;

· доведение решений до исполнителей;

· контроль за выполнением решений.

Под управленческим решением понимают выбор альтер­нативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение пред­ставляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рас­сматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и ло­гически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Виды управленческих решений. Решения можно клас­сифицировать по многочисленным признакам. Однако оп­ределяющим моментом являются условия, в которых при­нимается решение. Обычно решения принимаются в обста­новке определенности и риска (неопределенности). (Неко­торые авторы рассматривают решения, принимаемые в условиях риска и неопределенности раздельно.)

В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив.

В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успе­ха для каждой альтернативы.

В данном случае важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэто­му не рассматривают варианты решений вне ее.

Существуют, и другие критерии классификации управ­ленческих решений:

· по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

· по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

· по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные; по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;

· по сложности: простые и сложные;

· по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные предполагают жесткое регламенти­рование действий подчиненных. Инициатива же с их сто­роны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические — предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М. Месконом, М.Альбер­том и Ф. Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационное решение — это выбор, который дол­жен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организаци­онного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения можно разделить на две груп­пы: 1) запрограммированные и 2) не запрограммированные.

В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Не запрограммированные решения — это решения, тре­бующие в определенной мере новых ситуаций; они внутрен­не не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу не запрограммированных можно отне­сти решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организаций; как улучшить продукцию; как усовер­шенствовать структуру и т.п.

На практике немногие управленческие решения оказы­ваются запрограммированными или не запрограммирован­ными в чистом виде. По сути процесс принятия организа­ционных решений весьма тесно связан с процессом управ­ления организацией в целом.

Подходы к принятию решений. При рассмотрении про­цессов принятия решений следует учитывать два момента:

1) принимать решения, как правило, сравнительно лег­ко, но принять хорошее решение трудно;

2) принятие решения — это психологический процесс, поэтому неудивительно, что способы, используемые руко­водителем для принятия решений, варьируются от спонтан­ных до высокологических. Отсюда можно утверждать, что процесс принятия решения имеет интуитивный, основан­ный на суждениях и рациональный характер.

Интуитивные решения — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Рациональное решение отличается от других тем, что оно не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: