Система – это любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединённое в интересах достижения поставленных целей, упорядоченная совокупность разнородных элементов.
Информационная система – это взаимосвязанная совокупность элементов, а именно6 средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах поставленной цели.
Этапы развития ИС.
Период времени | Концепция использования | Вид ИС | Цель использования |
1950 - 1960 гг | Бумажный поток расчётных документов | ИС обработки расчётных документов на электро - механических бухгалтерских счётных машинах | Повышение скорости обработки документов; упрощение процедуры обработки счетов и расчёта зарплаты |
1960 – 1970 гг | Основная помощь в подготовке отчётов | Управленческие ИС для производственной информации | Ускорение процесса подготовки отчётности |
1970 – 1980 гг | Управленческий контроль реализации | Системы поддержки принятия решений; системы для высшего звена управления | Выработка наиболее рационального решения |
1980 – по наст. время | Информация – это стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество | Стратегические ИС; автоматизированные офисы | Выживание и процветание фирмы |
Процессы в ИС.
|
|
Процессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, можно условно представить в виде схемы, состоящей из блоков:
1. Ввод информации из внешних или внутренних источников.
2. Обработка входной информации и представление её в удобном виде.
3. Вывод информации для представления потребителю или передачи в другую систему.
4. Обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Свойства ИС.
1. Любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем.
2. ИС является динамической и развивающейся.
3. При построении ИС необходимо использовать системный подход.
4. Выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения.
5. ИС следует воспринимать как человеко - компьютерную систему обработки информации.
Компоненты ИС.
1. Функциональная структура
2. Математическое обеспечение
3. Информационное обеспечение
4. Техническое обеспечение.
5. Организационное обеспечение.
6. Кадровое обеспечение.
1. Функция (задача ИС) – это круг действий ИС, направленный на достижение частной цели управления.
По ГОСТу функции бывают информационные и управляющие.
1 – измерение, отображение и регистрация значений параметров.
2 – Обнаружение отклонений параметров от установленных пределов, их регистрация и отображение.
|
|
3 – Контроль за работой комплекса технических средств ИС.
4 – Подготовка и обмен информацией с другими системами.
5 – Определение рационального режима производственного процесса.
6 – Формирование и передача управляющих воздействий на управляющий объект.
2. Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного.
Алгоритмическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.
Программное обеспечение подразделяется на общее и специальное.
Общее программное обеспечение – это машинно-ориентированное ПО, реализованное в виде операционной системы, которая управляет работой УВК, тестовых программ и системой программирования, автоматизирующий процесс написания и отладки прикладных программ на языках высокого уровня.
|
Специальное программное обеспечение является проблемно-ориентированным и реализуется в виде комплекса программ решения конкретных задач ИС.
3. Информационное обеспечение – совокупность средств и методов построения информационной базы, которая определяет способы и формы отображения, состояние объекта управления в виде данных, документов, графиков и сигналов.
4. Техническое обеспечение или комплекс технических средств ИС состоит из средств получения, преобразования, передачи и отображения информации, вычислительной техники, локального управления и регулирования.
5. Организационное обеспечение – это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС.
Цели организационного обеспечения:
1. Выбор и постановка задач управления.
2. Анализ систем управления и путей её совершенствования.
3. Разработка решений по организации взаимодействия информационной системы и персонала.
4. Внедрение задач управления.
Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д.
6. Кадровое обеспечение – это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приёмам работы ИС.
Цели кадрового обеспечения:
Поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего её развития.
Кадровое обеспечение включает методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.