Автоматизированные системы управления и информатизации

Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ) обеспечивает сбор и обработку информации, необходимой для организации и управления железнодорожным транспортом.

В соответствии со структурой управления железнодорожным транспортом АСУЖТ имеет три уровня: верхний уровень — ОАО «РЖД», средний уровень — железные дороги, нижний уровень — линейные предприятия. Основная технологическая база системы — единая сеть вычислительных центров: главный вычислительный центр (ГВЦ) ОАО «РЖД», информационно- вычислительные центры железных дорог (ИВЦ) и узловые (УВЦ). Вычислительные центры также создали на многих сортировочных станциях и заводах МПС.

В деятельность ГВЦ входит:

· сбор и обработка информации; создание общесетевой базы данных;

· расчет основных нормативных документов железнодорожного транспорта (план формирования вагонов и контейнеров, график движения поездов и др.);

· начисление платежей за пользование вагонными парками стран СНГ и Балтии;

· ведение финансовых расчетов с пользователями услуг железнодорожного транспорта.

В настоящее время информационный фонд ГВЦ включает сведения: о дислокации, техническом и коммерческом состоянии парков вагонов и контейнеров; о поездоотправлении и продвижении грузовых поездов, а также о проследовании пассажирских поездов; о нарушениях безопасности движения; о показателях работы подразделений железнодорожного транспорта. С 1995 года начаты работы по созданию комплексной информационно-вычислительной сети (КИВС), позволяющей перейти на безбумажную форму информационного обслуживания.

Обеспечивающая часть АСУЖТ состоит из комплекса технических средств, программного и информационного обеспечения, а также включает в себя организационные основы.

Комплекс технических средств (КТС) должен обеспечить сбор, обработку и передачу информации, а также хранение информации.

КТС АСУЖТ можно разделить на ряд уровней: линейный, станционный, дорожный, ГВЦ ОАО «РЖД».

Линейный уровень — это системы и устройства автоматики и телемеханики, а также средства съема информации с устройств СЦБ на станциях и перегонах.

Станционный уровень — комплексы технических средств на базе линий ЭВМ, предназначенных для станционных и узловых АСУ. К этой же категории можно отнести и автоматизированные рабочие места работников линейных подразделений на базе персональных и микроЭВМ.

Дорожный уровень — комплекс технических средств информационно-вычислительных центров железных дорог с ЭВМ серии ЕС, а также КТС дорожных диспетчерских центров управления.

Уровень ГВЦ ОАО «РЖД» — комплекс технических средств главного вычислительного центра диспетчерского управления ОАО «РЖД» на базе мощных ЭВМ и терминального оборудования на рабочих местах диспетчерского аппарата и руководства министерства.

Особое место среди подсистем, реализуемых в рамках АСУЖТ, принадлежит автоматизированной системе оперативного управления перевозками (АСОУП), основной целью которой является достоверное отображение текущего состояния перевозочного процесса и выдача необходимой информации для принятия решения, а в дальнейшем и рекомендаций по оптимизации управления.

Первая очередь АСОУП осуществляет:

· информационное обеспечение работников станций, отделений и управления дороги полными сведениями о наличии организованных поездов, их перемещении и повагонном составе;

· контроль междорожной передачи поездов и вагонов, соблюдения плана формирования поездов, их норм массы и длины, продвижения специальных видов подвижного состава;

· подготовку сведений о подходе поездов и местного груза;

· подготовку технологических документов (справок о составах поездов для поездных диспетчеров, дежурных по станциям, локомотивных бригад и пунктов технического обслуживания вагонов; сортировочных листков и натурных листов поездов).

Информация в виде сообщений о составах поездов, о событиях с поездами поступает из линейных предприятий в ИВЦ непрерывно. Обработка этих данных решает вышеперечисленные задачи и обеспечивает возможность выдачи пользователям необходимой информации по запросу или автоматически.

Вторая очередь АСОУП предусматривает на основе машинного анализа текущего состояния перевозочного процесса прогнозирование на ЭВМ эксплуатационной обстановки на дорожных и сетевых направлениях и составление на период 4-6 ч планов-заданий (рекомендаций) для сортировочных и участковых станций, локомотивных депо и пунктов технического обслуживания вагонов, отделений дорог и дорог в целом.

Составной частью автоматизированной системы оперативного управления перевозками являются также автоматизированные системы управления сортировочными станциями, контроля и дислокации локомотивов, управления грузовыми станциями и контейнерными пунктами.

Автоматизированная система управления сортировочными станциями (АСУ СС) является информационно-технологической системой, обеспечивающей организацию работы сортировочной станции, включая обработку информации на прибывающие поезда, выдачу сортировочных листов, учет накопления вагонов на путях сортировочного парка, обработку информации на формируемые составы, выдачу натурных листов и других сопроводительных документов на отправляемые поезда, информирование корреспондирующих станций и поездных диспетчеров о составах отправляемых поездов. В комплексе АСУ СС, наряду с обработкой информации и выдачей технологических документов, реализованы также задачи по контролю за нарушением плана формирования поездов, ведению архива телеграмм-натурных листов для розыска грузов, слежению за специальным подвижным составом, выдаче предупреждений, автоматизации оперативной станционной отчетности и др.

Автоматизированная система управления контейнерными пунктами (АСУ КП) создает динамическую пономерную модель движения и состояния контейнеров в пределах установленных границ, включая прибытие и отправление контейнеров по железной дороге, вывоз к клиентуре и возвращение из города, сдачу в ремонт и прием из ремонта. Система автоматически ведет инвентарные карточки на каждый контейнер и карточки клиентов, производит поиск контейнеров, выдает статистические и отчетные данные, составляет сменные и суточные планы работы контейнерных пунктов, планы для комплектообразования и формирования максимального числа прямых, без переработки в пути следования вагонов и т. д.

Внедрение и развитие АСОУП, появление средств вычислительной техники нового поколения обеспечили возможность создания и внедрения автоматизированного диспетчерского центра управления железной дорогой (ДАДЦУ), а также региональных автоматизированных центров управления (РАДЦУ). Автоматизированные диспетчерские центры управления являются составным элементом АСОУП и должны информационно взаимодействовать со всеми типовыми системами на железной дороге. Центральное место в диспетчерском центре управления занимает автоматизированное рабочее место поездного диспетчера, которое обеспечивает: отображение поездного положения на участке, ведение графика исполненного движения, представление данных о любом поезде в пределах участка и на подходах к нему, составление прогнозного графика на 3 ч вперед, выдачу абонентам диспетчерских приказов.

Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками строится на базе региональных центров обработки данных системы «Экспресс-2».

АСУ «Экспресс-2»система автоматизации технологических процессов, связанных с распределением и продажей билетов на пассажирские поезда. АСУ «Экспресс-2» обеспечивает автоматизацию учета наличия свободных мест в поездах, поиск запрашиваемого или свободного места, расчет стоимости проезда, печать проездных документов, информационно-справочное обслуживание пассажиров, обработку учетных и статистических данных, а также прогноз пассажиропотоков, назначение и отмену поездов.

В настоящее время на базе региональных систем «Экспресс-2» крупных узлов 15 железных дорог за счет создания единой вычислительной сети коллективного пользования функционирует система управления продажей билетов и бронированием мест, обеспечивающая взаимодействие региональных систем в режиме реального времени, функционирование распределенного банка мест в поездах дальнего следования, курсирующих на всей сети железных дорог, доступ к нему любого абонента и выполнение всех технологических функций региональных систем в масштабе не одного региона, а всей сети. Система обеспечивает оформление проездных документов в прямом и обратном сообщениях при поездках с пересадками по пути следования.

В состав системы «Экспресс-2» входит двухмашинный вычислительный комплекс на базе универсальных вычислительных машин ЕС-1045 и ЕС-1046, мультиплексоры передачи данных МПД ЕС-8410, аппаратура передачи данных, терминальное оборудование с устройствами бланковой печати, каналы связи, а также комплекс пакетов общесистемных и прикладных программ.

В настоящее время внедрена в эксплуатацию система «Экспресс-3».

На сети железных дорог широко внедряются также автоматизированные системы обработки данных (АСОД), которые заняли важное место в работе вычислительных центров как по использованию технических средств, так и по затратам машинного времени. Автоматизированы процессы учета и статистической отчетности о работе железнодорожного транспорта, перевозках грузов и пассажиров, об использовании подвижного состава, о работе локомотивных бригад и др.

В настоящее время на железных дорогах с помощью ЭВМ выполняются: учет наличия и состояния переходного технологического оборудования тягового подвижного состава, номерной учет инвентарного парка грузовых вагонов, диагностика технического состояния дизелей тепловозов. Внедряются также такие системы, как АСУ вагонным депо, автоматизированная информационная система контроля состояния верхнего строения пути, АСУ устройствами электроснабжения и др.

Совершенствование программно-технической среды привело к появлению новых типовых программных средств: автоматизированной системы модели перевозочного процесса «МППС»; автоматизированный банк данных парка вагонов «АБДПВ»; диалоговая информационная система контроля оперативной работы «ДИСКОР» в объеме «Суточного отсчета»; многоуровневая автоматизированная система управления безопасностью движения «МАСУ БД», автоматизированная система пономерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонного парка «Диспарк». Внедрена в опытную эксплуатацию система контроля за использованием и продвижением контейнеров «ДИСКОН-1». Для своевременного сбора и обработки информации и управления процессами на железнодорожном транспорте создана информационно-вычислительная система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: