Организационно-экономическое управление, представляет собой дискретный процесс целенаправленного воздействия на объект. Такое воздействие возможно, если известны правила принятия решения и информация, на основании которых оно принимается. Очевидно, что от этих двух условий во многом зависит качество управления. Таким образом, система, предназначенная для поддержки принятия решений, должна обладать по крайней мере двумя свойствами: 1) как можно полнее аккумулировать в себе знания и опыт в данной сфере принятия решений; 2) уметь генерировать простые и эффективные прототипы этих решений.
Взаимосвязь «цель-решение» не является однозначной вследствие существования множества путей достижения одной и той же цели.
Практически в каждой системе управления бюджетом любого уровня - от федеральных структур до региональных и руководства отдельных финансовых органов, есть люди, которые анализируют информацию и готовят решения. Насколько хорошо они это делают зависит, прежде всего, от их творческих способностей и профессиональной подготовки, но в немалой степени это зависит и от того, насколько хорошо они вооружены современными информационными технологиями. Когда аналитический материал требуется подготовить в условиях отчаянной нехватки времени, то без потери качества анализа не обойдется даже высококлассный профессионал, а часто требуемый материал просто не удается подготовить, и решение принимается только на основе опыта руководителя. Эффективность труда аналитика напрямую зависит от качества инструментария, которым он располагает.
|
|
Эффективное управление сложной бюджетной системой на всех уровнях (федеральном, субъектов Федерации, местное самоуправление) сегодня немыслимо без применения передовых информационных технологий - систем поддержки принятия решений (СППР).
СППР - это совокупность интеллектуальных информационных приложений и инструментальных средств, которые используются для манипулирования данными, их анализа и предоставления результатов такого анализа конечному пользователю. Современная СППР позволяет предсказывать степень влияния принятых решений в области бюджетной и налоговой политики на дальнейшее развитие бюджетного процесса.
СППРотносятся к одному из направлений, разрабатываемых в рамках искусственного интеллекта. Являясь результатом воплощения тех или иных господствующих в разное время на природу интеллекта взглядов, СППР прошли в своем развитии несколько этапов.
Развитие методов (принципов) представления знаний позволяют классифицировать известные сегодня информационные технологии, реализующие СППР, по способу отражения знаний на два класса:
|
|
1) СППР, воспроизводящие осознанные мыслительные процессы человека;
2) СППР, воспроизводящие неосознанные мыслительные процессы человека.
На рис. 1 показано, что СППР первого класса экономической направленности делятся на три подкласса:
1. Расчетно-диагностические системы.
2. Экспертные системы приближенных рассуждений.
3. Системы поддержки исполнения решений.
Рис.1 Классификация СППР по видам воспроизводимых знаний человеком.
Первый подкласс «Расчетно-диагностические системы» можно назвать мониторинговыми, ибо цель их создания заключается в наблюдении за состоянием каких-либо объектов или процессов, своевременной сигнализации о появлении негативных явлений, оценке последних и выдаче рекомендаций для их ликвидации.
Наибольшего развития эти системы достигли в мониторинге окружающей среды и в технике. В задачу первых входит отслеживание отклонений в параметрах окружающей среды, а вторых — контроль за состоянием технических систем, а также поиск быстрого решения в случае отклонения характеристик от нормы. Сюда можно отнести информационные системы, сопровождающие непрерывное производство, работу электростанций или контролирующие транспортные средства. Менее развитым является мониторинг социальной сферы, призванный прогнозировать общественные явления и последствия принятия тех или иных социально значимых решений.
В экономической сфере дела обстоят значительно хуже, ибо до недавнего времени не было объективной потребности в подобного рода системах. Такие понятия, как инфляция, дисконт, биржевой курс, эмиссия и прочие, практически отсутствовали в качестве показателей, используемых для управления предприятием. Конкуренции не существовало, а потому только сравнительно недавно пришло осознание потребности в средствах, способных помочь в принятии решений в мире рыночных отношений. Например, стали полезными системы, могущие вовремя предупредить о произошедших изменениях в динамике биржевых и просчитать возможные последствия таких изменений в ближайшем и отдаленном будущем. Так возник экономический мониторинг, цель которого состоит в постоянном наблюдении запроцессом функционирования экономического объекта, виыявлении тенденций поведения, обусловленных изменением макроэкономической политики.
На рис. 2 представлена общая классификация мониторинговых информационных систем, причем классификационное дерево заполнено лишь для экономического мониторинга. Методология экономического мониторинга рассматривает следующие классы систем:
1) Производственный мониторинг, предназначенный дли выявления отклонений в финансовой (бухгалтерской) документации предприятия и товарно-фондовых биржах.
2) Институциональный мониторинг, предназначенный для выявления реакции предприятия на изменения законодательства и действия властных структур.
Если в мировой практике мониторинг товарно-фондовых бирж уже достаточно освоен, то финансовый мониторинг пока еще остается неразвитым. Цель мониторинга в данном случае состоит в выяснении ситуации, в которой находится предприятие и отыскании наиболее привлекательного решения по улучшению его финансово-хозяйственного состояния.
Второй подкласс «Экспертные системы приближенных рассуждений» предназначены не для поиска путей достижения главной цели, а оценки гипотез появления тех или иных событий.
В результате анализа средств построения систем поддержки принятия решений (СППР), можно выделить наиболее перспективные и развивающиеся технологии (рис. 3):
1) технология хранилища данных (Data Warehouse).
2) технология оперативной аналитической обработки (OLAP),
|
|
3) технология интеллектуальной обработки данных (Data Mining)
4) Системы поддержки исполнения решений (EPSS)
5) Мультиагентные системы (МА)
Хранилище данных – это предметно-ориентированный, интегрированный, неизменяемый и поддерживающий хронологию набор данных, специфическим образом организованный для целей поддержки принятия решений.
Рис. 2. Классификация мониторинговых информационных систем
Рис. 3. Технологии обработки данных для построения СППР.
Технология оперативной аналитической обработки – специфическая технология работы с базой данной, обеспечивающая получение немедленного ответа на поставленный вопрос в режиме ON-Line.
Интеллектуальная обработка данных – управляемый данными процесс извлечения зависимостей из разнородных баз данных.
Системы поддержки исполнения решений – технологии обеспечивающие поиск нужного решения и внедрение его в практику управления.
Мультиагентные системы – являются объединением объектно-ориентированной технологии и методов искусственного интеллекта. Применяются при создании распределенных систем.
Перечисленные три первых технологии не являются взаимонезависимыми и, как правило, используются совместно, дополняя друг друга специфическими свойственными каждой из них функциями.