Задание № 2. Изучение индивидуального стиля деятельности педагога

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (4 КУРС)

В ходе педагогической практики студенты знакомятся с основными видами деятельности педагога в учебном заведении; посещают уроки/внеклассные занятия своих коллег (студентов) и учителей, работающих с классом, к которому студент прикреплен; знакомятся с планом учебной и воспитательной работы; проводят учебные занятия и внеклассные мероприятия; участвуют в жизни классного коллектива, выступая в роли помощника классного руководителя.

 

Выполнить педагогическую часть программы практики Вам помогут предлагаемые задания, рассчитанные на инициативу и творчество.

 

Задание №1. Знакомство с классом, образовательным учреждением.

1.1. Познакомиться с документацией образовательного учреждения и класса, к которому Вы прикреплены: учебным планом, планом работы образовательного учреждения, планом работы классного руководителя (воспитателя), классным журналом, дневниками учащихся и т.д.

1.2. Определить особенность данного учебного заведения и ее отражение на организации учебно-воспитательного процесса. (Например, студент проходит практику в лицее. Необходимо изучить, в чем его отличие от других учебных заведений и как данная специфика отражается на организации образовательного процесса. Для этого необходимо провести анализ следующих документов: Программы развития, образовательной программы, Устава образовательной организации и сопутствующих локальных актов).

 

1.3. Провести педагогическую диагностику для изучения специфики класса, к которому Вы прикреплены, и сформулировать цель воспитательной работы.

 

1.4. Провести самоанализ выполнения задания, ответив на вопросы:

1) Какие использовал методы, приёмы в изучении школы, класса? Какие выявил особенности?

2) В чем специфика (особенность) изучаемого класса? (есть ли лидеры, изгои, группировки; каковы интересы детей и тд.)

3) Какие приёмы самопрезентации наиболее эффективны для данного класса? Почему?

4) Стремились ли дети к контакту со мной, и в чём выражалась моя инициатива в его установлении?

5) Как пытался увлечь, заинтересовать, расположить детей и что получилось? Какие приемы использовались?

6) Какой стиль общения эффективен в работе с данным классом (авторитарный, демократический, либеральный) и почему?

7) Исходя из особенностей класса, сформулируйте цель воспитательной работы.

 

1.5. По результатам самоанализа сделать выводы.

 

Задание № 2. Изучение индивидуального стиля деятельности педагога.

2.1. Изучить и описать (с примерами) индивидуальный стиль деятельности одного из педагогов (по выбору студента).

 

2.2. Для изучения индивидуально стиля деятельности педагога необходимо:

  • выделить основные составляющие (компоненты) индивидуального стиля деятельности педагога;
  • проследить, как, каким образом эти компоненты находят свое воплощение в теоретической и практической деятельности педагога;
  • охарактеризовать и описать (с примерами) индивидуальный стиль деятельности одного из педагогов.

 

В выполнении этого задания Вам помогут следующие положения:

 

А) Индивидуальный стиль деятельности педагога – это неповторимость, своеобразие, необычность, уникальность, проявляющиеся в поведении, деятельности и ее результатах; это индивидуализированный опыт и связанные с ним переживания и убеждения: в общем то, что составляет профессиональное «Я» педагога. Индивидуальный стиль деятельности помогает решить целый комплекс проблем: во-первых, педагогическое взаимодействие оказывается адекватным личности педагога, общение становится приятным, органичным для самого педагога и учащихся, во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, в-третьих, повышается эффективность функций педагога (Л.А. Байкова и Л.К Гребенкина).

Через индивидуальный стиль реализуется уникальность личности педагога, его творческая индивидуальность. Педагог, владеющий индивидуальным стилем, способен сформировать мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования, умеет организовать такие формы взаимодействия, которые удовлетворяли бы духовную потребность детей в соразмышлении и сопереживании (см. Приложение1.)

Б) С оставляющие (компоненты) индивидуального стиля деятельности педагога.

Характеристику компонентов индивидуального стиля деятельности можно представить через характеристику следующих умений:

· Самопрезентационные умения: владение техникой «самопредъявления», умение регулировать свое психическое состояние, выстраивание собственного поведения (умение конструировать «партитуру общения»), проявление собственной позиции, способы создания творческой атмосферы.

· Обаяние: оригинальность характера педагога; выразительность и особенность его поведения в классе; культура поведения и внешнего вида; эмоциональное впечатление, которое производит педагог.

· Экспрессивные умения: Эмоциональность и образность: речевой артистизм (энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, яркая эмоциональность речи педагога); умение «творить в речи», вызывая у детей «эмоционально-чувственный отклик; способность учителя ярко выражать свое отношение к изучаемому и всему тому, что происходит вокруг.

· Импровизационные умения: самостоятельность и оригинальность педагогических решений; скорость включения в деятельность; характер взаимодействия с учащимися; создание личностного ситуативного фона; красота решений и поиска; способность заразить учеников своими переживаниями, сомнениями, радостью и тд.; умение вызывать ответное сопереживание.

· Управление своим телом и поведением: тонкое и уместное использование невербального языка; владение пластикой тела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: