Задание 3. Анализ внеклассного мероприятия

 

3.1. Разработайте проект классного часа и проанализируйте его с точки зрения личностно-деятельного подхода.

3.2. К отчетной документации приложить план-конспект классного часа и его письменный анализ.

 

В выполнении этого задания Вам помогут следующие положения и материалы Приложения 2.:

 

Классный час – это одна из форм организации воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы ценностей, отношений к окружающему миру. Классный час может быть в форме классного собрания, воспитательного часа (час классного руководителя), тематической лекции, дискуссии, диспута, встречи с интересными людьми и др.

 

Личностно-деятельный подход предполагает, что в центре воспитания находится сам ребенок: его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность. Исходя из интересов воспитанника, уровня его знаний и умений, педагог определяет воспитательную цель занятия, формирует, направляет и строит весь образовательный процесс в целях развития личности ребенка.

 

Анализ — логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы, их признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, то есть необходимых и определенных, качеств и свойств.

Схема анализа внеклассного мероприятия

1. Предварительная подготовка классного руководителя и учащихся к воспитательному мероприятию (выясняется в беседе классным руководителем). Знание учеников, их индивидуальных и возрастных особенностей; интересов и потребностей; постоянная диагностика личностного развития учеников, уровня их воспитанности; характеристика класса как малой социальной группы, структура межличностных взаимоотношений(лидеры, аутсайдеры), наличие позитивных и негативных группировок. Участие самих учеников в подготовке к предстоящему мероприятию (выбор формы предстоящего воспитательного мероприятия, планирование деятельности и т. д.

2. Ориентационный аспект. Цели и задачи воспитательного мероприятия; правильность и обоснованность цели. Вовлеченность воспитанников в целеполагание; принятие цели воспитанниками. Степень достижения поставленной цели (ожидаемый результат).

3. Мотивационный аспект. Интересы, мотивы, обеспечивающие включение учеников в воспитательный процесс и сохранение активности на всех его этапах. Средства, используемые для формирования интереса к предлагаемой деятельности. Целесообразность и эффективность их применения. Мобилизующее начало мероприятия. Использование технологических приемов привлечения внимания (коммуникативная атака) Методы создания творческой атмосферы. Положительный эмоциональный настрой учащихся к взаимодействию.

4. Содержательный аспект. Деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение поставленной воспитательной цели. Ориентация на общечеловеческие ценности, идеи и идеалы гуманизма. Адекватность отобранного материала требованиям цели, задачам и ведущим идеям. Со-бытийность мероприятия. Нравственный выбор, поведение учеников при осуществлении выбора. Сотворчество педагога и воспитанников. Формирование личностного опыта.

5. Технологическое обеспечение воспитательного мероприятия. Использование педагогом гуманистических воспитательных технологий. Реализация стратегии сотрудничества, педагогической помощи и поддержки учеников. Игровые технологии. Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных технологий. Технология создания личностной ситуации. Эффективность использования педагогических технологий. Степень владения педагогом ПТ. Реализация в соответствии с данными технологиями разнообразных методов воспитания. Адекватность данного метода цели или поставленной задаче. Использование различных организационных форм деятельности учеников (индивидуальная, групповая, парная). Целесообразность их использования. Включение процессов рефлексии, самоконтроля, самооценки.

6. Личностно ориентированное взаимодействие. Характер общения педагога с учениками. Педагогическая культура воспитателя: доброта и уважение к детям, независимо от их поведения в классе; отсутствие недовольства, раздражительности детьми; соблюдение норм педагогической этики: проявление толерантности и доверия, недопущение пренебрежения и невнимания к высказываниям учащихся (3). Проявление субъектности учащихся (активности, инициативы, самостоятельности, выбора, ответственности, творчества).

7. Общая оценка воспитательного мероприятия как элемента системы личностно ориентированного образования. Совместное (с учениками) обсуждение результата воспитательного мероприятия, степень достижения цели и решения задач. Успехи и неудачи, предполагаемые причины неудач. Эффективность воспитательного мероприятия в целом. Изменения в позиции и поведении воспитанников. Проектирование следующего мероприятия с учетом сделанных выводов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: