Теоцентризм средневековой философии. Теоцентризм - это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании

Теоцентризм - это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании. В условиях, когда человек еще связан теснейшими узами со всеми природными реалиями и родовыми отношениями, но уже начинает осознавать свою специфичность, единственным приемлемым принципом оказывается принцип абсолютной личности, принцип Бога. Роль субъекта уже выделена, но не настолько, чтобы ее в полной мере относить к отдельным людям. Принцип абсолютной личности - это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.

Показательно, что античные мыслители, современники христианства, не воспринимали последнее. Им казалось чудовищным считать иудея Христа сыном Божьим. Они находили в том же христианстве (напомним, что Ветхий Завет был написан еще до нашей эры, а Новый Завет - в 1-11 вв. н.э.) много противоречий. Но даже действительное наличие последних не могло приостановить главного - усиления принципа субъекта, что как раз и нашло свое воплощение в геоцентризме. Кстати, выяснилось, что именно античные мыслители подготовили основу для геоцентрических представлений. Это, в частности, выработка достаточно строгого стиля мышления, умения развивать единый логический принцип, без которого монотеизм, как очевидно, не может обойтись, а также понимание единого как блага. Когда теологи стали придавать христианству строгую логическую форму, то они обратились непосредственно к арсеналу идей античной философии.

Разумеется, принцип субъекта не мог проводиться в средневековье иначе как в соответствии с содержанием жизненных реалий: даже в ученых трактатах Бог появляется как господин, феодальный сеньор, царь. Августин считал, что "творец зовется творцом по отношению к своим тварям подобно тому, как господин зовется господином по отношению к своим слугам". Многократно воспроизводилась мысль, что ангелы, монахи, миряне - вассалы Бога. На золотом французском экю (XIII в.) изображение Христа сопровождалось надписью: "Христос - победитель, Христос - царь, Христос - император". Вместе с тем Бог-Сын ближе мирянам, чем его могущественный отец. Христос выступает как Богочеловек, как человек, учитель, наставник, удивительно тонко понимающий смиренную душу необразованного крестьянина. Человеческая природа Христа - это подлинная основа средневекового гуманизма.

Принцип теоцентризма с его всеохватностью вынуждал средневековых философов рассматривать и уточнять такие понятия, как бытие, сущность, существование, свойство, качество.

 

.

Схоластика и патристика как направления средневековой философии

Схоластика.

Основным философским течением в христианской идеологии была схоластика- школьная философия.

Основной задачей схоластики было обоснование религиозных догм логическим путём. Догма- положение, не подвергаемое пересмотру и критике. Крупнейшим представителем схоластического периода считается Фома Аквинский. Им была создана философская концепция, которая стала официальной доктриной католической церкви- учение томизм. В современном понимании это неотомизм.

Основная фил. пробл., кот рассматривал Ф.Аквинский была проблема веры и разума и проблема бытия бога.

Патристика.

Начало средневековой философии связано с падением римской империи. Этот период характеризуется союзом философии и теологии. В средн.философии выделяют 2 этапа, кот. характеризуют взаимоотношения философии и религии.

Первый период 1-5 в н.э. Это период аппологетики и патристики. Философия преобретает статус "служанки богословия". На смену политеизму приходит монотеизм.

Второй период 5-15в.-схоластический. В ся средневековая философия подчинена религиозному учению, в кот. осн. принципом мышления явл. теоцентризм.(центр мира -Бог). Поэтому личность бога абсолютна. Основу всех фил. размышлений стали сост. догмы священного писания(незыблемая истина)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: