Учение о бытии (онтология)

. Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение), учение о сущем, было введено в философию с XVII века. В обыденном языке термины «быть», «существовать», «находится в наличности» в философии имеют особый смысл, так как «бытие» есть категория онтологии - раздела философии, в котором речь идет о едином сущем, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философская категория обозначающая реальность, лежащая за пределами человеческого опыта. В истории человечества бытие признавалось как нечто вечное, истинное, занимает центральное место и считается наиболее общей категорией философии.

Не случайно человек столкнулся с коренным вопросом рационально осмыслить окружающий мир с момента появления любомудрия. Главную задачу мифологии, кто родил всё сущее, философия заменяет более рациональным объяснением, что есть всё сущее, откуда оно произошло и куда девается? Чтобы объяснить это философы должны определить, что есть «бытие».

Проблема бытия есть стержень мировоззрения и сознания людей, а так же один из критериев классификации философских систем. Бытие можно определить как всеобщую, универсальную и единственную в своём роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Из сказанного можно сделать вывод, что основу философского анализа бытия человека положила древнейшая религиозно-философская мысль. Начиная с древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих религиозных и философских учений бытие человека не рассматривается в полной мере, так как основной упор делался на познание природы. Ранние попытки философского осмысления проблемы бытия обнаруживаются в древнеиндийской и древнекитайской философии и восходят к началу первого тысячелетия до нашей эры. Восточная философия большое влияние уделяла внутреннему миру индивида, а западная (античная) проявляла интерес к внешнему миру.

Так, в Ведах (древнейшие памятники индийской культуры) и в комментариях к ним Упанишадах - содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а так же о представлениях о мире, основу которого составляют естественные начала – огонь, воздух, вода, свет, пространство, время. В древнеиндийской философии проблема человеческого бытия рассматривается как единство души человека и мирового духа. Человек обязан следовать закону «космического колеса» (множественных циклов рождений и смертей человека).

В Древнем Китае философия рассматривала в основном социальные проблемы, в которых большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и в меньшей степени природе, что нашло отражение в учение о пяти стихиях – вода, земля, дерево, металл, огонь. В китайской философии человек и мир рассматривались как нечто целое, как живой организм, в котором всё взаимосвязано и взаимозависимо.

В античной философии первопричина всего сущего рассматривалась в реальной действительности: вода, воздух, айперон, огонь, земля, число.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: