Билет№3: Внешние экстерналии

 

Экстерналия -воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мертвый груз», возникает фиаско рынка.

 

Виды:

Различают два вида экстерналий: Положительные и отрицательные.

Положительная: Эффектом положительной экстерналии со стороны потребителя является рост предельного частного выигрыша потребителя, также эквивалентного предельному выигрышу общества. При этом, оптимально было бы увеличить количество данного товара, но сделать его платным для потребителей. Такого рода экстерналия часто ассоциируется с «эффектом безбилетника», то есть когда потребитель не платит за пользование товаром или услугой при условии, что производитель инвестировал в их производство. Создателем положительного внешнего эффекта можно назвать, к примеру, жителя дома, установившего освещение в своем подъезде в личных интересах, что, при этом, принесло пользу соседям по дому.

 

Отрицательная:

Отрицательный внешний эффект со стороны производителя повышает величину предельных издержек общества. К примеру такой экстерналии относится загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде, от чего страдают некоторые фирмы и общество в целом. Отрицательная экстерналия со стороны потребителя снижает значение предельного частного выигрыша (также и предельного выигрыша общества). Аналогичный пример: пробки на дорогах. При этом, автомобилисты сами создают отрицательную экстерналию и платят за это своим временем.

 

Негативные внешние эффекты часто устраняются путем вмешательства государства в экономику. Государство может установить различные виды налогов, пошлины для «вредителей». При увеличении налогов фирмы сокращают предложение своего товара, при этом, повышая на него цену. В случае с пробками правительство может сделать данную трассу платной. Общественные потери от траты времени заменяются на издержки по налоговым выплатам за использование трассы, но при этом общественный выигрыш возрастет на величину выигрыша государства от налоговых сборов, к тому же дорога наверняка станет значительно более разгруженной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: