Будьте ответственны, выполняйте обещанное

Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

Очень часто студенты «пропадают» после первой консультации и «появляются» уже непосредственно перед защитой с «готовым» на их взгляд дипломом. Такое поведение студента демонстрирует его неорганизованность, неуважение к научному руководителю. Помните, что в таком случае, если научный руководитель считает, что диплом не соответствует требованиям, он может не допустить Вас к защите.

9. Если по какой-либо причине, Ваше общение с научным руководителем обрело деструктивный характер, обсудите с заведующим кафедрой возможность назначения другого научного руководителя. Но помните, что для этого нужна действительно уважительная причина! См.раздел «можно ли сменить научного руководителя».

 

10. После защиты диплома позвоните научному руководителю и сообщите результаты защиты. Не скупитесь на слова благодарности в адрес научного руководителя, даже если его вклад в Ваш успех кажется Вам незначительным. Возможно, Вы осознаете роль научного руководителя по прошествии некоторого времени.

 

Если на основные организационные вопросы Вы получили ответы, поговорим о том, что же должно содержаться в Вашем дипломе.

 


[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  


СЛАДОСТНЫЕ МУКИ ТВОРЧЕСТВА

 


3.1. Какой должна быть структура диплома?

Диплом – самостоятельная творческая работа студента. Но, независимо от избранной темы, рекомендуется придерживаться приведенной ниже примерной структуры текста диплома:

Титульный лист

Аннотация

Оглавление

Введение

Глава 1. ( в ней должно быть раскрыты теоретические и методические основы изучения проблемы )

Глава 2. ( должен бытьпредставлен анализ изучаемой проблемы )

Глава 3. ( должны быть даны рекомендации по решению выявленных проблем и перечень мероприятий и условий по их реализации )

Заключение (должны быть представлены выводы и результаты )

Источники и литература

Приложения

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  


3.2. О чем необходимо написать во введении?  

Во введение должны быть отражены следующие аспекты исследования:

Актуальность избранной темы;

Объект и предмет исследования;

Цель работы;

Задачи, которые необходимо решить для раскрытия темы;

Характеристика методов исследования.

Характеристика теоретической, статистической, и правовой базы исследования.

Объем введения – 1-3 страницы.

3.3. Что такое актуальность темы?

Актуальность – это значимость, важность исследуемой проблемы в общественной жизни и обоснование причин, по которым Вы выбрали данную тему диплома.

3.4. Как определить объект и предмет исследования?

Объект – это область, сфера деятельности или совокупность организаций или учреждений и их деятельность. Объект должен быть обозначен и в названии темы.

Предмет – это одна из сторон деятельности объекта, связанная с той проблемой, которую Вы хотите решить в ходе исследования.

Пример. Тема: «Роль органов государственного управления в развитии инвестиционной привлекательности региона».

Объект – система региональных органов государственного управления.

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  
Предмет – деятельность органов государственного управления региона (название), связанная с инвестиционными процессами на региональном уровне.

3.5. Как определить цели и задачи диплома?

Цель исследования должна быть связана с решением определенной управленческой проблемы, и формулируется исходя из исследуемой проблемы, обозначенной в теме дипломного проекта.

Пробле́ма (др.-греч. προβλήμα) — положение – несоответствие между текущим и желаемым состоянием какой-либо системы или процесса.

Целью дипломного проекта может быть исследование проблемы и поиск путей ее решения.

Цель, как правило, формулируется научным руководителем в соответствии с темой дипломного проекта и фиксируется в задании на дипломную работу (проект).

Задачи исследования определяются в соответствии с поставленной целью и формулируются путем ее декомпозиции на логически связанные между собой подцели, этапы, пути решения управленческой проблемы.

Задачи, как правило, определяют структуру работы, т.к. являются основой для формулировки названия глав работы, которые, например, могут раскрывать следующее:

специфику и проблемы управляемого объекта;

характер и содержание деятельности соответствующих структур по управлению данным объектом;

предложения и рекомендации по совершенствованию данной деятельности.

Перечень этих задач, с одной стороны, должен быть исчерпывающим, т.е. достаточным для достижения и, с другой стороны, не должен содержать лишние задачи, не имеющие отношения к поставленной цели.

3.6. Что значит «прикладной характер» диплома?

Прикладной характер работы позволяет использовать ее материалы в практической деятельности конкретных организаций или учреждений.

3.7. Что значит «наглядность»диплома?

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  
Наглядность выпускной работы обеспечивает использование в тексте таблиц, организационных схем, диаграмм и т.д.

3.8. В каких случаях необходимы экономические расчеты в дипломе?

Расчетная часть в дипломе необходима при проведении количественного анализа вариантов решения поставленной задачи (проблемы).

Кроме того, могут выполняться оценочные расчеты для количественного анализа значимости целей, проблем, показателей эффективности вариантов решений и затрат на их реализацию.

 

3.9. Как связать диплом с будущей научной деятельностью?

Основой обеспечения взаимосвязи дипломного проектирования с подготовкой кадров для аспирантуры является формирование на кафедрах групп аспирантов-стажёров из числа студентов 4 курса. Как правило, это студенты, которые в ходе обучения уже проявили себя как исследователи в рамках НСО.

Если Вам это не удалось, то на стадии закрепления дипломников постарайтесь согласовать с заведующим кафедрой вопрос о том, чтобы Вы закреплялись за руководителем, который в перспективе может быть для Вас научным руководителем диссертационной работы.

3.10. Как выбрать методы исследования на каждом этапе подготовки диплома?

Необходимо с помощью научного руководителя составить перечень основных методов, используемых в рамках соответствующей научной сферы (юриспруденции, экономики, политологии, менеджмента, маркетинга и др.) и выбрать из них те, которые помогут решить задачи, поставленные в Вашей выпускной работе.

3.11. Что такое «практические рекомендации»? Какими они могут быть?

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  
В качестве практических рекомендаций рассматривается комплекс мер, направленных на решение выявленных проблем в деятельности конкретных организаций или органов государственного и муниципального управления.

3.12. Что можно отнести к результатам исследования?  

Результаты исследования – это решение поставленных задач и достижение намеченной цели.

3.13. Чем рекомендации отличаются от выводов?

Выводы представляют собой некоторые обобщения и могут носить чисто теоретический характер.

Рекомендации же должны иметь определенную практическую направленность, содержать предложения по решению некоторой задачи или проблемы. Рекомендации могут носить программный характер (например, могут быть указаны наименования этапов работ, их содержание, сроки, исполнители).

 

3.14. Что такое «научная обоснованность» выводов и рекомендаций?

Научная обоснованность определяется:

достоверностью используемой информации;

соответствием принципов и методов исследования объекту исследования;

теоретической обоснованностью предлагаемых вариантов решения проблемы (логической взаимосвязью теоретической и практической частями Вашей работы).

 

3.15. Что такое «нормативно-правовая база исследований»?

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  
Характеристика нормативно-правовой базы предусматривает анализ нормативно-правовых актов (законов, постановлений, инструкций, положений и др.), регулирующих деятельность организаций и органов управления в рамках темы диплома. Необходимо систематизировать их по уровням и направлениям, определить процессы, которые они регулируют, выявить имеющиеся проблемы.

3.16. Что такое «программное обеспечение диплома?

При подготовке диплома может быть использовано различное программное обеспечение, например:

программные продукты пакета Microsoft Office – для набора текста дипломного проекта, для создания графических объектов и диаграмм, баз данных и презентаций;

специализированные программные продукты – для создания информационных систем, web-ресурсов, управления проектами, системы электронного документооборота, справочно-правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс» и т.д.

При использовании пакета Microsoft Office в тексте дипломного проекта достаточно просто указать названия и цель применения используемых программных продуктов. В случае использования специализированного программного обеспечения желательно обозначить его функциональное назначение, основные особенности, сферу возможного применения.

 

3.17. О чем писать в заключении?

В заключении должны быть представлены выводы по результатам исследования. Необходимо показать:

какого результата удалось добиться в решении каждой задачи, определенной во введении;

коротко, но четко, содержание предлагаемых мер по решению выявленных проблем и результаты от реализации данных мер.

 

Итак, надеемся, что сейчас Вы имеете представление о том, что должно содержаться в тексте Вашего диплома. Теперь необходимо разобраться, как представить Ваш диплом в наиболее выгодном свете.

 

 

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ


4.1. Почему существуют такие строгие правила оформления диплома?

Оформление диплома показывает уровень умений выпускника работать с информацией, составлять документы, учитывая все требования к их содержанию и оформлению.

Кроме этого характер оформления (наличие ссылок, списка литературы) показывает уровень достоверности и новизны работы.

В то же время следует учитывать, что оформительской стороне в начале работы над текстом не следует уделять слишком большое внимание. Проверить правильность оформления следует в конце, когда будет собран весь текст диплома.

4.2. Каким должен быть объем диплома?

Объем диплома специалиста должен составлять 60-80 страниц без приложений.

4.3. Как оформить титульный лист?

На титульном листе должны содержаться

сведения о вузе (его полное название, факультет и кафедра, на которой выполняется работа);

тема работы;

сведения о студенте дипломнике (ФИО, группа);

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  


сведения о научном руководителе (ФИО, ученая степень, ученое звание, должность);

место и год выполнения работы.

Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 4.

Внимание! Копируя титульный лист из данного Приложения, не забывайте изменять названия факультета, кафедры и др.!

4.4. Как оформляется оглавление?

В оглавлении указываются названия глав, параграфов и страниц, на которых они расположены.

Образец оглавления представлен в Приложении 5.

4.5. Как оформить схемы, диаграммы и таблицы в дипломе?

Рисунки (к ним относятся диаграммы, схемы) следует располагать сразу после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки.

Рисунки должны иметь название, которое помещается под рисунком по центру страницы. При необходимости под рисунком помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Рисунок обозначается словом «Рис.», которое помещают после подрисуночного текста по центру страницы.

Рисунки нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер рисунка включает номер раздела и порядковый номер рисунка, разделенные точкой.

В названии рисунка не следует употреблять слов «график» и «диаграмма». Так, к примеру, вместо «График роста прибыли за исследуемый период» рисунок можно назвать «Рост прибыли за исследуемый период».

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  
Цифровой материал в пояснительной записке должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела.

При оформлении таблицы по правому краю страницы пишут слово «Таблица» и указывают ее номер, который включает номер раздела и номер таблицы в разделе, разделенные точкой. После номера таблицы точка не ставится. Ниже слова «Таблица» по центру строки пишется ее название с прописной буквы.

Оформляя таблицу, необходимо придерживаться следующих правил:

1. Нельзя включать в таблицу графу № п/п. Нумерация представляемых в таблице показателей производится непосредственно в первой графе таблицы перед наименованием показателя. Показатели нумеруются арабскими цифрами с точкой: 1., 2., 3. и т.д. При сложной иерархической структуре приводимых в таблице показателей следует соблюдать уровни подчинения аналогично нумерации перечислений.

2. Названия граф и строк таблицы пишутся с прописной буквы, если они не являются продолжением названия предыдущей графы или строки. В этом случае название пишется со строчной буквы.

3. Единицы измерения представляемых в таблице показателей пишутся в названиях граф и строк таблицы после запятой.

4. Если таблица не помещается на ту страницу, на которой началась, то после шапки таблицы вводят дополнительную строку с нумерацией граф. После этой строки до конца страницы в таблицу должно помещаться не менее двух строк. На следующей странице справа пишут фразу «Продолжение табл.» и ее номер без точки в конце. Затем выносят строку с нумерацией граф. После этой строки до конца таблицы должно быть так же не менее двух строк.

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено по одной свободной строке.

Формулы располагаются по центру страницы. После формулы ставится запятая и в этой же строке по правому краю страницы в круглых скобках приводится ее номер, включающий номер раздела и порядковый номер формулы в пределах данного раздела, разделенные точкой, например (2.1), (2.2), (2.3) и т.д.

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  
Ниже формулы приводится пояснение значений символов, входящих в формулу. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия и кавычек. Пояснения значений символов приводят в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Между пояснениями отдельных символов ставится знак «точка с запятой» (;). Значение каждого символа следует давать с новой строки.

Примеры оформления рисунков, таблиц, формул приведены в Приложении 6.

4.6. Какими должны быть поля в тексте диплома?

Параметры страницы:
Размер бумаги А4
Поля:  
Левое 30 мм
Правое 20 мм
Снизу 20 мм
Сверху 20 мм

 

4.7. Где должны быть проставлены номера страниц?

Страницы дипломной работы (проекта) нумеруются, начиная с титульного листа, но на нем номер страницы не ставится.

Аннотация в дипломе располагается после титульного листа, но не нумеруется.

Оглавление нумеруется С. 2; Введение – С. 3 и т.д.

Нумерация сквозная для всего текста работы, исключая приложения.

В приложениях нумеруются страницы только внутри каждого приложения, начиная с 1.

Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы.

 

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  

 


4.8. Какой шрифт и интервал нужно использовать при написании диплома?

Стиль основного текста:
Шрифт 14, Times New Roman
Межстрочный интервал Полуторный
Отступ красной строки 1,3 см
Отступы до и после абзаца  
Выравнивание По ширине
Переносы установлены  
Стиль заголовков:
Заголовок главы:
Шрифт 16, полужирный Times New Roman
Межстрочный интервал одинарный
Отступ красной строки  
Отступы до и после абзаца 12 пунктов
Выравнивание По центру
Начинать с новой страницы  
Название пунктов внутри главы (параграфов
Шрифт 14, Times New Roman, полужирный
Межстрочный интервал одинарный
Отступ красной строки  
Отступы до и после абзаца До - 12 пунктов, после – 6
Выравнивание По центру

[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ]  

4.9. Как оформить ссылки на источники и литературу?

Показателем уровня научной этики и культуры научного труда (а диплом относится к научным трудам) является наличие библиографического аппарата, который включает в себя

ссылки на источники и литературу,

библиографический список источников и литературы.

Именно по их наличию и правильности оформлении члены Государственной аттестационной комиссии, присутствующие на защите дипломной работы (проекта), могут судить о степени компетентности студента-выпускника о состоянии проблемы в теории и практике.

Библиографический список и библиографические ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа. Образцы их оформления приведены в Приложении 7.

 

 

4.10. Как оформить список источников и литературы?

При оформлении ссылок и списка источников и литературы (библиографического описания) необходимо опираться на ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному делу и издательскому делу». Примеры оформления списка источников и литературы приведены в Приложении 8.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: