СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................... 5
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................ 7
§1. Понятие «краеведение» и его виды. Задачи краеведения. Связь социально-экономического краеведения с другими науками............................................ 7
§2. Известные краеведы нашего края................................................................... 11
РАЗДЕЛ І. НАШ КРАЙ НА КАРТЕ МИРА............................................................... 17
§3. Экономико- и политико-географическое положение............................ 17
§4. Административно-территориальное деление......................................... 20
РАЗДЕЛ II. НАСЕЛЕНИЕ................................................................................................. 24
§5. Численность и размещение населения области. Половозрастная структура населения............................................................................................................................. 24
§6. Национальный состав населения Нашего края........................................ 30
§7. Особенности быта и религии, обрядов и обычаев местного населения. Изучение традиционных ремёсел региона.............................................................................. 34
§8. Размещение населения. Городское и сельское население.................. 40
§9.Миграционные процессы. Проблемы региона........................................... 44
§10. Трудовые ресурсы и занятость населения. Безработица................. 51
РАЗДЕЛ ІІІ. ХОЗЯЙСТВО................................................................................................ 55
§11. Общая характеристика хозяйства................................................................. 55
§12. Типы предприятий по форме собственности......................................... 65
§13. Топливная промышленность.......................................................................... 70
§13. Электроэнергетика.............................................................................................. 78
§14. Металлургия............................................................................................................ 84
§15. Машиностроение................................................................................................... 94
§17. Химическая промышленность..................................................................... 103
§18. Лесная и деревообрабатывающая промышленность...................... 112
§19. Промышленность строительных материалов.................................... 118
§20. Легкая промышленность. Художественные промыслы................. 124
§22. Сельское хозяйство............................................................................................ 132
§23. Растениеводство................................................................................................. 135
§24. Животноводство................................................................................................. 139
§25. Аграрные реформы, их социальное и экономическое значение.. 143
§26. Транспорт............................................................................................................... 145
§27. Cоциальная сфера............................................................................................... 153
§28. Внешние экономические связи.................................................................... 162
РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ..................................... 167
§29. Специализация административных районов. Проблемы и перспективы развития административных районов.............................................................. 167
РАЗДЕЛ V. ТОПОНИМИКА РОДНОГО КРАЯ..................................................... 171
§30. Природная топонимика края....................................................................... 171
§31. Социальная и хозяйственная топонимика края Помилка! Закладку не визначен
§32. Охрана природы региона
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.................................................................................................. 184
ПРЕДИСЛОВИЕ
![]() |
Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
В.Г. Белинский
Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего.
В этом учебном году, ребята, вы продолжаете изучать свой родной край, только акцент будет сделан на особенности населения и хозяйства нашего региона.
Для успешного изучения курса потребуется знание структуры данного учебного пособия, сотрудничество не только с учителями и родителями, но и работниками музеев, представителями промышленных предприятий и старожилами родного края – все это поможет вам готовить мини-проекты, проводить научные исследования.
Учебное пособие состоит из пяти разделов, в которых освещено содержание основных тем курса. Детально раскрыты темы «Наш край на карте мира», «Население», «Хозяйство», «Топонимика». В связи с ухудшением экологической ситуации большое внимание уделяется геоэкологии.
Данное учебное пособие поможет вам, ребята, сформировать целостный образ нашего края.
Каждый параграф имеет свою структуру: название, основной текст, таблицы, схемы, фотографии, диаграммы, практические работы, а также следующие рубрики:
| Географическая разминкасодержит вопросы в начале параграфа, которые помогут при изучении темы. | |
| Вопросы к тексту параграфа |
| Проблема! Этот значок призывает вас, ребята, принять участие в решении региональной проблемы и задаться вопросом: сделал ли я все от меня зависящее, чтобы обеспечить процветание моего региона? |
| ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ После каждого параграфа помещены вопросы и задания, которые помогут вам, ребята, проверить насколько хорошо усвоен данный материал. |
| ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА В этой рубрике помещен интересный материал, который расширит ваши знания, и, возможно, приобщит вас к исследовательской краеведческой работе. |
Полученные знания о своей местности помогут вам, ребята, активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем обогащении родного края.
Стремитесь знать больше! Будьте частью истории, станьте гордостью родного края!
ВВЕДЕНИЕ
![]() |
Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое.
А.Е. Ферсман
Понятие «краеведение» и его виды.
Задачи краеведения.







