Физиократизм как первая теоретическая система

Школа физиократов (physis – природа и kratos – власть) возникла в середине XVIII в. во Франции в обстановке кризиса феодальной системы, хозяйственного упадка и неудач во внешней и внутренней политике абсолютизма в предреволюционной ситуации. Центр экономических противоречий находился в сельском хозяйстве. Для выхода из тупика требовалось сломать феодальные аграрные отношения и определить пути и формы разви­тия капитализма в сельском хозяйстве.

В это время во Франции прочно укоренился мануфактурный капитализм, а в Англии начался промышленный переворот. Заканчивалась эпоха первона­чального накопления капитала, и торговая эксплуатация аграрных стран те­ряла свое исключительное значение. Первоисточником доходов бур­жуазии все больше становилось само капиталистическое производс­тво. Поэтому потребовался пересмотр экономической программы и теории меркантилизма.

Учение физиократов почти целиком было создано основателем школы Ф.Кенэ и подобно разра­ботано в трудах А.Тюрго, В.Мирабо и др.

Франсуа Кенэ (1694-1774) родился в семье мелких зем­левладельцев. Он был гениальным самоучкой, в 24 года получил ученую степень хирурга. Кенэ выпустил несколько на­учных трудов, которые принесли ему славу крупного врача. Став придворным врачом, Кенэ живет в Версальском дворце, где общается с главнейшими представителями просветительской философии XVIII века.

Экономическими вопросами Кенэ занялся в возрасте 60 лет, благодаря выходу «Энцик­лопедии» (1751) Дидро и д´Аламбера. Им опубликованы статьи «Очевидность», «Фермеры», «Зерновой хлеб», где он выступил сторон­ником крупного фермерского хозяйства. Впоследствии Кенэ вышел из состава сотрудников «Энциклопедии», т.к. не разделял их мате­риалистических воззрений.

Физиократы примыкали к буржуазным просветителям. В 60 – 70 гг. они пользовались широким влиянием, в том числе за границей. Школа физиократов создала значительную литературу, устраивала регулярные собрания, «экономические вторники», издавала журнал «Дневник граждани­на» и «Журнал сельского хозяйства, торговли и финансов».

Критика меркантилизма.

Кенэ и его школа, выступив со своей системой экономических взглядов, отвергли основной тезис меркантилистов о происхождении прибыли из обращения. Они пытались объяснить прирост богатства из процесса производства. В диалоге «О торговле» Кенэ доказывал, что не следует принимать богатства купцов за богатства самой страны и смешивать «торговые фактории с нациями и империями», поскольку торговые богатства являются лишь «фондом издержек», моментально исчезающим с прекращением воспроизводства.

Наоборот, международная конкуренция признавалась им полезной. Внешняя тор­говля выравнивает цены на товары в разных станах, но, устанавли­вая равенство цен, она «не предлагает никакой прибавки к сумме произведений». Меркантилистические представления относительно обогащения одной страны за счет другой Кенэ квалифицировал как иллюзии. Трактуя торговые проблемы Франции с позиций тех, кто заинтересован лишь в де­шевизне товаров и хорошем сбыте своей продукции, он не понял проблем первоначального накопления капитала и прогрессивного значения внешней торговли.




double arrow
Сейчас читают про: