Ранний меркантилизм был актуален до конца XVI века. В этот период меркантилистская доктрина базируется на теории «денежного баланса», который достигается посредством следующих мер государственного регулирования:
Ø установление максимально высоких цен на экспортируемые товары;
Ø всемерное ограничение импорта;
Ø запрет на вывоз из страны золота и серебра.
Поздний меркантилизм - XVII век – характеризуется сменой доктрин активного «денежного баланса» на активный «торговый баланс». Основные принципы меркантилизма этого периода формулируются следующим образом.
Ø Богатство есть золото, серебро и другие «сокровища».
Ø Целью внешней торговли является обеспечение притока в страну золота и серебра, для чего надо покупать дешевле и продавать дороже.
Ø Национальную промышленность надо поддерживать путем импорта дешевого сырья и протекционистских тарифов на остальной импорт.
Ø Для увеличения прибыли заработная плата должна поддерживаться на относительно низком уровне (например, благодаря росту населения).
Но, заботясь о торговом балансе, ошибочно полагать, что можно долгое время поддерживать активное сальдо торгового баланса без вредных последствий для национальной экономики в целом. В середине XVII в. уже прослеживалась тенденция к увеличению внутренних цен и оттоку капитала из страны вместе с притоком в страну драгоценных металлов. Это постепенно сводит на нет выгоды от положительного баланса внешней торговли.
Наиболее известными представителями меркантилизма в странах Западной Европы являются англичанин Томас Мэн (1571–1614), француз Антуан Монкретьен (1576–1621), шотландец по происхождению Джон Лоу (1671–1729).
Наиболее зрелой формой явился английский меркантилизм. Небольшие сочинения Т. Мэна «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией» и «Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства» – золотой фонд мировой экономической мысли.
В своих работах Томас Мэн выступал как стратег торговли. В отличие от «частных торговых балансов», регулирующих отношения между странами, он ввел понятие «общий торговый баланс» страны, которому придавал решающее значение. Мэн пояснял, что дефициты в торговле с одними странами могут компенсироваться активным сальдо с другими. Идея торгового баланса подвела к выводу о взаимовыгодной торговле.
Мэн считал важным приток денег в страну не для увеличения казны, а потому, что «Деньги создают торговлю, а торговля умножает деньги». Это подготовило научную мысль к пониманию активной роли денег и торговли в стимулировании роста производства, который содействует процветанию нации.
А. Монкретьен также считал торговлю «главной целью различных ремесел», источником прибыли. Залогом могущества государства он полагал золото, а лучшим способом его приобретения внешнюю торговлю. Тем не менее, Монкретьен дальше других меркантилистов продвинулся в понимании различий между деньгами, даже в их золотом виде, и богатством, благосостоянием. «Не обилие золота и серебра, – писал он, – не количество жемчугов и алмазов делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды, у кого их больше, у того больше благосостояние». Отдавал должное Монкретьен и сельскому хозяйству, говоря слова: «Хлебопашцы – что ноги у государства, они поднимают и несут всю тяжесть его тела».
Джон Лоу известен прежде всего, как организатор выпуска бумажных денег во Франции в 1719г. Его финансовая система строилась на взаимодействии двух учреждений. С одной стороны выступал организованный Лоу частный банк, который выпускал банкноты с гарантированным разменом на полновесные серебряные монеты. Благодаря успешной деятельности банка правительство разрешило принимать банкноты Лоу к уплате налогов. Это позволило приступить к активному кредитованию разных сфер деятельности под низкие проценты. Банк, который фактически стал государственным, должен был обеспечивать денежное предложение и поддерживать низкий ссудный процент для стимулирования хозяйственной активности. Другой составляющей финансовой системы являлась подконтрольная Лоу акционерная компания. Формально она создавалась для освоения французских колоний в Северной Америке, фактически – для управления государственным долгом.