Наиболее авторитетная версия «теория этноса» была разработана директором Института этнографии АН СССР Ю.В. Бромлеем (представителем примордиалистского течения). Концепция состояла в следующем.
Понятие «этнос» Ю.В. Бромлей предложил трактовать в узком и широком смыслах.
В узком смысле этнос или этникос (от греческого слова — народный, языческий) был обозначен им как "исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)". При этом этническое самосознание понималось как "явление вторичное, производное от объективных факторов". Ю.В. Бромлей полагал, что эквивалентом узкого значения термина "этнос" в русском языке могло бы служить слово "национальность".
Кроме собственно этноса (этникоса), Ю.В. Бромлеем декларировалось существование и других этнических общностей — метаэтносов и субэтносов (например, донские казаки, негры в США и т.д.).
|
|
По мнению Ю.В. Бромлея, этнос (этникос) и другие этнические общности — результат действия этнических процессов:
- Этноэволюционные процессы:
- внутриэтническая консолидация (сплочение субэтнических групп этноса, нивелирование диалектов и культурно-бытовых отличий, упрочение общего самосознания и т.д.);
- межэтническая интеграция или единение (появление у нескольких сущностно различных этносов общих черт культуры и общего метаэтнического самосознания).
- Этнотрансформационные (этногенетические):
- этногенетические парципацию (деление этноса на несколько новых, все из которых имеют не преемственные старому имена),
- сепарацию (превращение части этноса в новый в результате миграции или расчленения старого этноса двумя и более государствами),
- консолидацию (слияние близкородственных этнических общностей в одну более крупную),
- миксацию (слияние нескольких не связанных родством этносов в новый).
При более широком толковании термина "этнос" Ю.В. Бромлеем выделялись так называемые этносоциальные организмы (эсо) — отдельные, чаще всего наиболее крупные, части этноса, расположенные в пределах одного государственного (в том числе автономного) или потестарного (от латинского слова potestas — власть, могущество, возможность) образования. В его теории этносы (эсо) в своем историческом развитии (этносоциальные процессы) проходят ряд стадий: племя — народность — буржуазная нация — социалистическая нация, каждая из которых соответствует определенной общественно-экономической формации.