Билет 10. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева

Вне этноса нет ни одного человека на земле. Этническая принадлежность обнаруживается в сознании людей, но не есть продукт самого сознания – нельзя сознательно, по договоренности объединиться в этнос. Также нельзя по договоренности сменить этническую принадлежность, как меняют гражданское состояние или подданство. Этническая принадлежность отражает какую-то сторону природы человека, более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию или психологии.

Этнос – коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям. Общность территории, языка, происхождения, исторической судьбы, материальной культуры, экономической жизни, идеологии иногда являются определяющими моментами, иногда – нет.

Поскольку это явление универсально, можно предположить, что оно отражает некую физическую или биологическую реальность, которая и является искомой величиной. Интерпретировать эту величину можно только путем анализа возникновения и исчезновения этносов и установления принципиальных различий этносов между собой.

Л.Гумилев применил к этносфере общую теорию открытых систем. Этнос – не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии

системы. Этнос, как любая система, имеет элементы и связи. Главное в любой системе – не составляющие ее элементы, которые могут вовсе не походить друг на друга, а связи между ними. Мера устойчивости этноса как системы определяется не его массой, то есть численностью населения и точностью копирования предков, а среднестатистическим набором связей различных весов и знаков. Этим и создается эластичность этноса, позволяющая ему амортизировать внешние воздействия и даже иногда регенерировать, ибо «многосвязная» система восполняет ущерб перестройки связей. Разрушение же связей приводит к исчезновению системы.

В результате взрыва этногенеза происходит определенного рода мутация: у части особей возникает новый признак, который Гумилев назвал «пассионарностью». По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы: 1) пассионарии (Р больше 1); 2) гармоничные особи (Р равно 1); 3) субпассионарии (Р меньше 1). Пассионарии в полном смысле этого слова – люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство самосохранения, как индивидуального, так и видового. Гумилев выдвигает две возможные гипотезы: либо пассионарная особь захватывает больше энергии, чем нормальная, либо при равном захвате энергии концентрированно (конечно, бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели. В обоих случаях результат один: высшая нервная деятельность особи будет более активной, нежели это характерно для особи нормальной. Варианты пассионарности различны и выражены ярче и слабее – от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии – это конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи, и инициаторы вроде Цезаря или Наполеона. Пассионарность отдельного человека спорягается с любыми способностями (высокими, средними, малыми); она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека. Она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие. Пассионарность не делает человека «героем», ведущим толпу, ибо большинство пассионариевнаходится именно в «толпе», определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент. «Пусковой момент» этногенеза (взрыв этногенеза, пассионарный толчок) – это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев, которое быстро увеличивается и у которого появляется через значительный промежуток времени возможность навязать свою волю большинству населения. В эти моменты происходит этническая перестройка, в результате которой из нескольких этнических субстратов – старых этносов – появляются новые. Старые при этом разваливаются, а новые активно развиваются. Гумилев отметил в известной нам мировой истории 17 пассионарных толчков. Этногенез – это природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: 1) социально-политическим, ибо люди всегда устанавливали определенный порядок взаимоотношений в своем коллективе; 2) техническим, ибо нет и не было человека без орудий труда; 3) географическим, ибо средства к существованию черпаются из окружающейприроды, а поскольку ландшафты Земли разнообразны, то разнообразны и экосистемы, включающие людей. Этих трех параметров достаточно, охарактеризовать любой гомеостатический этнос, но динамика этногенеза идет за счет четвертого фактора – пассионарного толчка, возникающего иногда на определенных участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов, именуемую суперэтносом, т.е. систему, в которой отдельныеэтносы являются блоками, звеньями и подсистемами. Возможно четыре варианта этнических контактов на уровне суперэтноса, определяемых сте6пенью пассионарного напряжения: 1. Сочетание статичного этноса и пассионарно-напряженного приводит к ассимиляции ли вытеснению слабого этноса. 2. Слабо пассионарные этносы не подавляют друг друга. 3. Равно пассионарные этносы аннигилируют. 4. Если же происходит новый пассионарный толчок, то образуется новый этнос. Переходы между фазами делают этносы особенно уязвимыми для внешних воздействий. Л.Н. Гумилев ввел понятие этнического поля, объясняющее комплиментарность этносов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: