Представители античной натурфилософии

Для зарождения милетской натурфилософии (философии природы, космоса) характерно еще наличие многих мифологических образов. Вместе с тем она представляет собой уже рационализацию космогонической мифологии, то есть является выражением в абстрактных терминах концепции мира, выработанной мифом и религией. МИЛЕТЦЫ Основателем первой античной философской школы был гражданин Милета, один из знаменитых "семи мудрецов" древности Фалес. Он попытался ответить на вопрос о том, как устроен мир, можно ли объяснить его "из самого себя" что является первопричиной, первоначалом всего существующего. Первоначально Фалес определил термином "физис", что означало природу как первую и фундаментальную реальность. Таким первоначалом у Фалеса выступает вода: все произошло из воды, и все, в конце концов, в воду превращается. Фалес мыслил воду именно как физис, то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний. Таким образом, по Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется душой или Богом. "Все полно богов", - утверждал милетский мудрец. Анаксимандр усматривал первоначало не в каком-то конкретном веществе, первовеществе-апейроне (буквально - "беспредельное"). Апейрон все в себе содержит и всем управляет. Выделение содержащихся в апейроне противоположностей обусловливает развитие мира в разных его проявлениях. Анаксимандр определял алейрон как бесконечное, вечное и божественное первоначало. Анаксимен предложил новый способ конструирования картины мира, представив этот процесс как разрежение и сгущение воздуха, который он рассматривал в качестве первоосновы всего существующего. Анаксимен полагал, что не только все вещи, но и боги возникают из воздуха. Бог равен природе, то есть воздуху.
Как видим, идея пантеизма (Бог и природа единое целое, тождественны) была характерной для милетских философов в целом. Милетцы обратили внимание на то, что все вещи возникают, растут и гибнут. Этот динамизм они полагали существенной характеристикой первоначала. Но глубоко эту тему раскрыл Гераклит (544-480 гг. до н.э.) из ионийского города-полиса Эфес. Гераклит (ок. 520-460 г.г. до н. э.)

Родился в Эфесе, получил прозвище Эфесский. Гераклит был убежден, что в мире нет ничего неизменного, что "все движется", "все течет". Взгляды отличаются пессимизмом. Современники часто называют его «плачущим философом». Главная философская работа «о природе», до нас дошла в виде небольших фрагментов. Основные проблемы – природа, общество, боги. Изложение неясное, поэтому го называют «темный философ». Движение – это развитие всего сущего. «Невозможно дважды войти в одну и ту же реку». В основе космоса – огонь. Мир никем не создан, он подобен огню, то разгорается, то затухает. Вечным является движение, которое существует благодаря противоположностям, которые противостоят друг другу. Сделала 1 попытки в области теории познания. Истина не очевидна. Истина скрыта от человека. «Природа любит скрываться и всякую истину человек может познать только благодаря мышлению». «Многознание уму не научит».Гераклит был сторонником четкого соблюдения законов общества. Рассматривал как люди проявляют себя в экстремальных ситуациях. «Война есть отец всего, царь всего. Одних сделала богатыми, других – людьми». В экстремальных ситуациях раскрывается сущность человека. Учением Гераклита было проведено различие в первоначале понятий "бытия" и "бывания". Под бытием понимали неизменное, статичное существование, а под быванием - существование преходящее. Для Гераклита бытие выступало только как видимость.

ЭЛЕАТЫ. Но существовала и противоположная точка зрения, согласно которой видимостью считалось бывание. Такая позиция была присуща элейской школе. Эта школа возникла в городе Элея в «Великой Греции». Элеаты свое внимание сосредоточили на анализе понятия единого бытия. Основатель школы Парменид (540-470 гг.) утверждал: "Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует". Таким образом, согласно Пармениду, получается, что если мысль о небытии существует, то существует небытие, но уже не в качестве небытия, а бытия, так как то, что существует, и есть бытие. Следовательно, есть только бытие, а небытия нет. Характеризуя свойства бытия, он отмечал, что бытие: - не возникло и никогда не погибнет, т.к. оно не имеет частей, оно едино потому что разделить его может только небытие, которого нет; - совершенно (закончено) и неподвижно, т.к. движение предполагает изменение из бытия в небытие, которого не существует; Бытие истинно существует, т.к. неизменно. Изменчивость, текучесть–удел мнимого. Познание П.Делит на путь истины и путь мнения. Истина – мыслимый мир, мир единого, вечного бытия. Мнение – это внутренне противоречивая чувственная видимость. Любимый ученик Парменида Зенон (490-430 гг. до н.э.) пытался доказать, что признание движения и множественности, вещей существующими приводит к неразрешимым противоречиям. В своих апориях (логических затруднениях, противоречиях при разрешении проблемы), таких как "Дихотомия", "Ахиллес и черепаха", "Стрела" и "Стадион", Зенон показал, что мы не можем мыслить движение, если понимаем пространство как состоящее из отделенных друг от друга частей, а время - из отделенных друг от друга моментов. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старается подвести к выводу об отрицании движения. Апория «Дихотомия»: предмет, движущийся к цели, вначале должен пройти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти ее половину и т.д., до бесконечности. Стало быть, тело не достигнет цели, т.к. путь его бесконечен. Апория «Ахиллес и черепаха»: быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи.

МОРГЕНАЛЫ. Первым, кто оспорил понимание первоначала либо как бытия, либо как бывания, был Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) из Агригента в Сицилии. Основу его учения составляет концепция о четырех стихиях (вода, земля, воздух и огонь), которые образуют "корни всех вещей". Четыре стихии у Эмпедокла, объединяясь, рождают вещи, а разъединяясь, разрушают их, сами при этом оставаясь неизменными. Две космические силы - Любовь (Дружба) и Вражда (Несогласие) o соединяют и разъединяют корни вещей. Идеи Эмпедокла воспринял и развил выходец из малоазиатского города Клазомены Анаксагор (500-428 гг. до н.э.), который почта всю свою жизнь прожил в Афинах. Он был согласен с Эмпедоклом в том, что все есть следствие процессов соединения и разъединения. Однако "четыре корня" Эмпедокла объясняют далеко не все многообразие бесчисленных качеств веществ. Это многообразие может быть объяснено "семенами вещей", которые делятся до бесконечности, не доходя до предела и сохраняя свое качество. Поэтому Аристотель назвал эти семена "гомеомериями" (буквально - "подобночастные", "части, качественно равные"). Сами гомеомерий мыслились Анаксагором как инертные, неподвижные частицы. Поэтому их движение обусловлено важнейшей по отношению к ним силой - "Нусом" (Космическим Умом), который и определяет порядок в мире.

Из учений Эмпедокла и Анаксагора вырос атомизм. Левкипп (500-440 гг. до н.э.), родом из Милета, основал школу, ставшую известной при Демокрите (460-370 гг. до н.э.) из ионийского города Абдеры. Демокрит ввел в философский обиход новое понятие "атом" (буквально - "то, что не делится").Следствием атомизма является признание существования лишь материальной субстанции, несущей в себе самой источник движения и в процессе этого движения порождающей чувственно воспринимаемый мир. ПИФАГОРЕЙСТВО. Одним из путей к идеалистической философии в Древней Греции было пифагорейство. Это название получила религиозно-философская школа, основанная Пифагором в 5 веке до н.э. в италийском городе Кротон. Пифагор называл своих учеников математиками, так как обучение в школе начиналось с учения о числах, которые рассматривались как сущности всех вещей. Большое значение придавалось единице как основе всех чисел. Единица выступала как священная монада, первоначало и основа окружающего мира Придание числу господствующего значения привело к абсолютизации числа, мистике чисел. Каждое число превращалось в самостоятельную, божественную сущность. Поскольку все в мире, согласно пифагорейцам, подчиняется числам, то познать мир - это значит познать управляющие им числа. С именем Пифагора связано также учение о странствиях души (метемпсихоз), согласно которому бессмертная душа, в результате первородного греха получившая телесную оболочку, чтобы искупить свою вину, вынуждена после смерти тела переселяться в другое тело.
СОФИСТЫ. Во второй половине 5 века до н. э. с усилением власти демоса возникает движение софистов. Софист (буквально - "мудрец") - платный учитель мудрости и добродетели, под которой греки понимали не только нравственное совершенство, но также практичность, способность к ведению общественных и государственных дел. Такого рода знание и умение было необходимостью при тогдашнем демократическом споре, при котором каждый полноправный гражданин мог принять участие в народном собрании. Логическая доказуемость считалась основным свойством истины. Доказать значило убедить, уговорить. Это было важно в судебных заседаниях, дискуссиях, торговых сделках. В современном понимании "софист" - это интеллектуальный фокусник и мошенник, который строит ложные умозаключения и ищет выгоды от такой мнимой аргументации.
Софисты, говоря о мире, в основном сосредоточили свое внимание на человеческом его восприятии. Единственной реальностью они признавали человека и его ощущения. Софист Протагор (480-410 гг. до н. э.) провозгласил: "Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют". А раз так, то у каждого человека своя истина. Значит все мнения людей, даже взаимоисключающие друг друга, будут истинными. Таким образом, Протагор ввел принцип относительности знаний, отрицал существование объективной истины. Однако среди одинаково хорошо обоснованных противоположных суждений сильнее окажется то, которое практичнее и больше отвечает требованиям жизни. Так Протагор обосновывал деятельность софистов, которые стремились не к истине, а к победе над своими противниками в споре или тяжбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: