Предмет философии Философия – (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.
Предметами философии являются:
1) Онтология - учение о бытие.
2) Гносеология - познание мира.
3) Аксиология – учение о ценностях
4) Философская антропология - философское учение о человеке.
5) Социология - рассмотрение и изучение жизни общества.
6) Этика - учение о морали, и так далее...
Функции философии:
1. Мировоззренческая – способствует формированию
целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром; 2. Методологическая - вырабатывает основные методы познания окружающей
действительности; 3. Гносеологическая –правильное и достоверное познание окружающей действительности; 4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Расширение границ познания, увеличение достоверности знания; 5. Аксиологическая –оценке вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др. 6. Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения.
7. Воспитательно-гуманитарная – распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;
8. Прогностическая –на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
2. Философия и мировоззрение .
Философия носит двойственный характер и рассматривается во-первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру. Основные вопросы мировоззрения: Что такое человек и мир? Откуда он произошел? Куда и зачем движется его судьба? Какой смысл в существовании человека и общества?
В истории человечества существует три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы. Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.
Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие боговИ эмоционально-образное бездоказательное восприятие
действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.
Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е опирается на доказательства в обосновании своих положений).
Философия и наука.
Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук» -, включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент знание о природе, обществе, о нем самом - по всем направлениям.. Такая ситуация продолжалась до ХУ века. В этот период начинается процесс формирования частных наук (физика, химия, биология и т.д.) со своим специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются» от философии. Предмет частных наук – законы какой-то конкретная области бытия (природа - живая или неживая, психическая организация человека и т.д.), предмет философии – это законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого. Философские вопросы относятся не к предмету конкретной науки, а к принципам получения и организации конкретного знания и его месту в системе знаний о мире. Философия опираются в своем исследовании на данные частных наук, философия служит для частных наук методологией.
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории (бытие, материя, сознание).
Философия, мифология, религия, искусство: грани взаимодействия.
Не все мировоззрение есть обязательно философия. Помимо философского, принято говорить о мифологическом, религиозном, моральном, эстетическом, научном мировоззрениях. Центром каждого из них являются определенные категории. Религиозное мировоззрение – центр – некое сверхъестественное ценностное начало, морального – добро и зло, эстетического – красота, научного – истина. Мамой ранней формой понимания мира является мифология. Мифы – чудесные истории разных народов о богах и героях. Там отразились первые попытки людей разгадать тайны жизни, ее происхождении и назначении человека. Религия – такая форма мировоззрения, которая организует человеческое поведение в соответствии с некоторым высшим смыслом. Религия разводит природу и Бога, который стоит над природой и вне природы, и высшие ценности переносит в потусторонний мир, в «вечную», а не земную жизнь. Философия возникает одновременно на Востоке и на Западе ~6 в.до н.э., когда мифы и религия не могут удовлетворить мировоззренческие запросы людей. Ф. предлагает новый тип самоопределение - через собственный разум. Ф. - рационально-теоретическое мировоззрение, фундаментом для которого явл. позиции разума, интеллекта. Логический анализ и обобщения на основе наблюдений, выводы и доказательства вместо фантастических сюжетов и образов характерны для философии. В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». По трудовой теории, в первобытном обществе искусство зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощавшем новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н.э. и более. В каменном веке искусство было представлено пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.
Ф. и И.
Общее:
1. Отражают действительность целостно.
2. Могут развиваться только там, где приветствуется эмоционально личностное начало. Они всегда индивидуальны.
Отличия:
1. отражение действительности в Ф. происходит в виде общих законов мира, в И. – в многообразии жизненных проявлений этих законов
2. Ф. изображает действительность с помощью понятий, абстракций, обращается к тонкости ума.
И. же выражает проблемы через художественные образы, пробивается к разуму через пробужденные им чувства.
Ф. и Р.
Общее:
Стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла.Как и Ф., Р. предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки.Как и Р., Ф. присущ выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней присутствует элемент веры.
Отличия:
Р. Требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума. Ф. же свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Ф. всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о земле. Верующий может рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как для философа процедура логического обоснования своих идей обязательна