Философская система и метод Г. Гегеля

Г.Гегель («Энциклопедия философских наук») - вершина

немецкого идеализма первой половины Х1Х века. Основное понятие Гегеля – это Мировой дух или Абсолютная идея, которое он определяет как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания мирового разума или Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все действительно разумно, все разумное – действительно». Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени: 1) ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий; 2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек - завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовной деятельностью; 3) ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее

в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и заключается смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании. Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие – противоречие – «корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется». Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии

развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий дух и его проявления

Мировой разум в человеческой историиимеет ярко выраженную

цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании

свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории:восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир. Страны Востока не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга

исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.

 

Билет18 Философия взгяды Фейербаха Выдвинул целостную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализируя такие её свойства, как пространство, время и движение. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист. Полагает, что реальность дана нам в ощущениях. Разрабатывает вопрос об отражении материального мира в сознании человека. Он не признает сверхчувственной реальности, отвергает возможность отвлеченного познания с помощью разума. Познание мира безгранично, как и сам мир. Фейербах отвергает трактовку человека как только духовного существа, а признает человека как единство тела и души. Человека Фейербах рассматривает как телесное, чувственно-конкретное существо. Главное отличительное свойство человека по сравнению с животными Фейербах видит не в мышлении, а в универсальности. Будучи универсальным, он неограничен и свободен. Животное может иметь более тонкие чувства, но предмет этих чувств - только те вещи, которые имеют непосредственное отношение к жизненным потребностям животного, эти чувства ограничены чем-то определенным. Мыслит не мозг, не Я, не разум, а только

человек как действительное, телесное, универсальное существо.

Человек находится в непосредственном единстве (контакте) с окружающим миром в созерцании. Сущность человека — все, что служит объектом его мышления и труда. Сущность человека является земной, она имеет общественный характер, включает в себя его телесность, его чувственность и в конечном итоге определяется природой, которая породила человека. Антропологизм Фейербаха в теории познания выражается в том, что он своеобразно толкует само понятие “объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый субъект для человека - это другой человек. Именно в любви к другому проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого человека). Из всех человеческих чувств Фейербах особо выделяет чувство любви. "Любовь есть познание личности". Любовь к богу или религиозная любовь – это ложная форма подлинной любви к другим людям. Все свои лучшие качества человек переносит на небо и приписывает их Богу, а низменные качества воплощаются в сатане. Бог есть портрет человека.

Нравственное перерождение людей – двигатель общественного развития.

 

19. Марксистская философия: основные положения и выводы.

Марксистская философия была создана совместно двумя

немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине Х1Х века.

Характерные черты: 1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс понимается с материалистических

позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;

3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются

общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия состоит из двух частей:

диалектического материализма и исторического материализма.

Согласно диалектическому материализму, основной вопрос

философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание

вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность,

это свойство материи отражать саму себя (существование бога

отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания. В историческом материализме ключевыми понятиями являются

экономический базис и политическая надстройка. Базис – это

совокупность производственных отношений (отношений по поводу

производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, атакже организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет иподдерживает интересы господствующего класса в обществе.Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тожеоказывает большое влияние на него. Общество развивается естественными закономерным путем от одной общественно-экономическойформации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень производительных сил (средства производства+люди) ипроизводственных отношений. Рост уровня производительных силприводит к изменению производственных отношений и сменеобщественно-экономических формаций и общественно-политическогостроя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных

сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве,

феодальная - экономика основана на крупной земельной

собственности и труде зависимых крестьян, капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих

коммунистическая - общество будущего, основанное на

свободном труде равных людей при государственной (общественной)

собственности на средства производства.

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в

возможность переустройства несправедливого, простроенного на

господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека,

капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика

капитализма) и пролетарской революции (пролетариат – рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: