Билет29Философские категории «содержание и формат» «сущность и явление»

Содержанием называется вся совокупность сторон, свойств, признаков, связей предмета, явления или процесса. Например: "содержание производ­ства полиграфических изделий складывается из единства, взаимо­действия и функционирования таких составляющих, как допечатная подготовка, включающая создание макета, вывод пленок и из­готовление печатных форм, а также печатание тиража и послепечатная обработка продукции". Содержание не существует без формы, а форма существует лишь как форма данного содержания. Форма бывает как внутренней, так и внешней. Внутренняя форма есть способ существования и выра­жения содержания. Внутренней формой, например, художествен­ного произведения выступают стиль, композиция, речь, ритм. Вне­шняя форма указывает на различие данного содержания от всего иного. Если воспринимать книгу не через ее содержание, а с про­фессиональной точки зрения, через ее внешнюю форму, то в пер­вую очередь следует выделить формат, объем, переплет, качество бумаги, качество печати и отделки книги. Единство содержания и формы предполагает тем не менее их от­носительную самостоятельность, которая проявляется в том, что одно и то же содержание способно облекаться в различные формы. Напри­мер, печатная форма, будучи подвергнута воздействию давления, све­та, электрических сил и других физических явлений, может переда­вать имеющееся на ней изображение либо на бумагу, либо на кожу, либо на пластмассу, либо на какой-то иной материал.
Единство содержания и формы обозначается категорией «струк­тура».

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностною, видимого, оттого, что является нам, ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность вещей - нечто лежащее я пределами непосредственных восприятие. Понятие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность - это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Она не есть нечто неуловимое, самостоятельное, "сидящее" в вещах. Язык образовал ее из сущего, а ее реальный смысл проще выражается понятием "существенное", что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает существенную связь между явлениями. Законы науки суть отражения этих существенных связей. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности. Сущность как-то проявляется. В сущности, нет ничего, что не проявлялось бы. Но явление богаче, красочнее сущности хотя бы потому, что оно индивидуализировано и происходит в неповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное связано с несущественным, случайным. Явление может, соответствовать своей сущности или не соответствовать ей, степень того и другого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном существенном явлении. В одних явлениях сущность выступает полно и "прозрачно", а в других наоборот. Диалектический метод мышления позволяет отличать существенное от несущественного, являющегося, усматривая критерий для этого различия в практике. Вместе с тем он указывает на то, что их объективное различие не абсолютно, а относительно. Например, в свое время существенным свойством химического элемента считался атомный вес. Потом выяснилось, что таким свойством является заряд ядра атома, но атомный вес не перестал быть существенным свойством. Оно существенно в первом приближении, являясь сущностью менее высокого порядка, и свое объяснение оно получает через свойство более высокого порядка - заряд ядра атома.

 

30. философские категории «единичное»…

ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ, философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания; единичное (отдельное, индивидуальное) — определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени; всеобщее (общее) — сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее); единство в многообразии, закон, связующий многообразие явлений в систему (т. н. конкретно-всеобщее); особенное — единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное. Единичное — форма существования всеобщего в действительности; особенное — всеобщее, реализованное в единичном.Под действительностью разумеют творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего, причины и следствия, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии.
Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного, непосредственного бытия: действительность противопоставляется или соотносятся с возможностью, т.е. с тем, что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Например, желудь - это дуб в возможности. Действительность - это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Понятие действительного употребляется и в значении полноты проявления какого-либо качества. Так, о том, кто живет полной, богатой творческой жизнью, говорят: "Это настоящая, действительная жизнь, а не прозябание!" С этим, по Г. Гегелю, согласуется чувство язык! образованных людей, которые, к примеру, не решаются признак действительным поэтом или действительным государственным человеком тех, кто не умеет создать ничего разумного и дельного. Действительность есть процесс, и для нее существен внутренний, скрытый момент возможностей - этих своего рода "надежд" бытия. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Бытие возможности, связано с изменением, развитием. Вне этого немыслимы никакие потенции" зародыши, стремления, тенденции, составляющие суть возможности. Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Наличное бытие, "непосредственная действительность содержит в себе зародыш чего-то совершенно другого. Сначала это другое есть только возможность, но эта форма затем снимает себя и превращается в действительность. Эта новая действительность, которая таким образом рождается, есть подлинно внутреннее непосредственной действительности, которое пожирает последнюю".
Сторонники механистического детерминизма полагают, что все существующее полностью предопределено прошлым точно так же, как будущее предопределено настоящим. Подобно тому, как росток содержит в себе всю природу дерева: его форму, цвет, вид вкус плодов, так и газопылевое облако, породившее Солнце, планеты и нашу Землю, уже заключало в себе всю последующую историю Солнечной системы, в том числе голубые глаза, румяные щеки и все прочие особенности конкретного человека. Это значит, то все дано разом, что будущее можно прочесть в настоящем. Но если бы все возможности были даны раз и навсегда и никаких новых возможностей в развитии не могло бы возникнуть, тогда миру грозило бы неизбежное истощение возможностей и он походил бы на известного бальзаковского героя из "Шагреневой кожи", дни и часы которого сокращались с выполнением каждого желания.
На самом деле развитие - это не просто развертывание свитка готовых возможностей. Как вследствие имеется нечто большее, чем в причине, так как в действительности постоянно рождаются все новые и новые возможности. Живое, например, возникает из предпосылок, не имеющих свойств живого. Известно, что любая причина определяет лишь непосредственно вытекающее из нее следствие и не ответственна за то, что вызовут к жизни сами эти последовательные следствия, становясь причиной в отдаленном будущем. Как скрытые тенденции, выражающие различные направления в развитии объекта, возможности характеризуют действительность с точки зрения его будущего. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Любая система заключает в себе больше возможностей, чем может реализовать. Любой живой организм обладает возможностью воспроизвести колоссальное потомство: микроорганизмы могли бы в несколько дней дать массу живого вещества, во много раз превышающую массу земного шара. Но огромное число возможностей остается неосуществленным. А разве человек реализует все свои возможности? На пути к реализации каждой лежат препятствия, происходит борьба между ними. Жизнь производит как бы отбор одних и браковку других.
Все, что существует в действительности, - результат этого отбора. Всегда ли он удачный - это другой вопрос. В природе превращение возможности в действительность происходит в целом стихийно. Совсем иное дело в человеческом обществе. Историю делают люди. От их воли, сознания, активности зависит очень, многое.

 

Вопрос 31Чувственное познание и его формы. Выделяют два основных уровня - уровень эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает чувственное познание, т.е. вид познания, преимущественно опирающийся на данные органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. В теоретическом познании преобладают рациональные методы познания, преимущественно опирающиеся на логику, интеллект и мышление. В чувственном познании, составляющем основу эмпирических методов научного познания, выделяют три основные формы - ощущения, восприятия и представления. Ощущение – это отражение одного свойства предмета с помощью одного из5 органов чувств. Восприятие – целостный образ предмета, отражение его свойств всеми органами чувств. Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости. Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос, почему оно протекает именно так. Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. В гносеологии традиционно выделяются два уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача – привести знания в систему и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли и т.д. Логика рассудка – формальная логика. Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышление являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность). Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь. Умозаключение – это выводное знание, когда из одной или нескольких посылок и делается вывод (новое суждение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: