Концепция культурного полицентризма Н. Данилевского

Анализ в геополитике впервые был использован великим русским мыслителем Н.Я.Данилевским (1822-1885) в работе «Россия и Европа», вышедшей в свет еще в 1871г.

В России эта пионерская работа не была оценена ни при жизни ученого, ни после его смерти.

Представляет особый интерес концепция «культурно – исторических типов», или цивилизаций, созданная Данилевским. Он был убежден в том, что пространственными отношениями между государствами управляют не законы развития наций, а законы распространения цивилизаций.

В концепции Данилевского цивилизация, или культурно – исторический тип, есть совокупность народов, обладающих языковой, территориальной, нравственно – психологической, культурной и политической общностью.

Он полагал, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, большой идее, сакральной ценности или первичном символе, вокруг которых в ходе развития формируются сложные духовные системы.

Особая роль в формировании цивилизационной индентичности принадлежит религии. За многовековую историю человеческой культуры лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Данилевский выделяет одиннадцать таких цивилизаций, иликультурно – исторических типов:

1.Египетскую.

2.Ассирийскую–вавилонско-финикийско–халдейскую(древнесимитскую).

3.Китайскую.

4.Индийскую.

5.Иранскую.

6.Еврейскую.

7.Греческую.

8.Римскую

9.Аравийскую(новосемитскую).

10.Европейскую(Романо–германскую)

11.Славянскую.
Две цивилизации – перуанская и мексиканская – погибли на ранней стадии развития насильственной смертью.

Для Данилевского было особенно важно, что в мире и не может быть особых, привилегированных культурно – исторических типов, поскольку ни одна цивилизация не может создать «окончательные», универсальные формы общественного устройства.

Прогресс состоит не в том. Что –бы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поприще исторической деятельности человечества исходить во всех направлениях.

В современной геополитике утвердилось понимание цивилизации, весьма близкое к тому. Которое в свое время предложил Данилевский: цивилизации есть типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев – словом, в области культуры.

Заслуга Данилевского состоит не только в том. Что он ввел в геополитику понятие «цивилизация» в качестве единицы анализа, но и в том, что он сформулировал пять основных законов развития цивилизации, которые позволили подойти к пониманию основных геополитических закономерностей ее развития в пространства:

 

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдель­ным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологичес­ких изысканий,— составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-исто­рическому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политическою независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или совре­менных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разно­образны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, со­ставляют федерацию или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе упо­добляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период рос­та бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоноше­ния — относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу

Таким образом, цивилизация – это живой организм, возникающий и развивающий в пространстве по некоторым законам. И особенно важно осознать, как происходит цивилизационное освоение пространства.

Данилевский открывает закон сохранения запаса исторических сил. Он проявляется в следующем:

В начале истории цивилизации в этнографический период ее развития, часто происходит так, что интенсивное освоение своего пространства цивилизация начинает лишь в некоторых частях, находящихся в особенно выгодных условиях или близких, непосредственных отношениях с народами, достигающими более высокого уровня культурного развития. В этой части цивилизации развиваются просвещение и науки, достигают высокого уровня политическая, культурная и религиозная жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: