Анализ в геополитике впервые был использован великим русским мыслителем Н.Я.Данилевским (1822-1885) в работе «Россия и Европа», вышедшей в свет еще в 1871г.
В России эта пионерская работа не была оценена ни при жизни ученого, ни после его смерти.
Представляет особый интерес концепция «культурно – исторических типов», или цивилизаций, созданная Данилевским. Он был убежден в том, что пространственными отношениями между государствами управляют не законы развития наций, а законы распространения цивилизаций.
В концепции Данилевского цивилизация, или культурно – исторический тип, есть совокупность народов, обладающих языковой, территориальной, нравственно – психологической, культурной и политической общностью.
Он полагал, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, большой идее, сакральной ценности или первичном символе, вокруг которых в ходе развития формируются сложные духовные системы.
Особая роль в формировании цивилизационной индентичности принадлежит религии. За многовековую историю человеческой культуры лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Данилевский выделяет одиннадцать таких цивилизаций, иликультурно – исторических типов:
|
|
1.Египетскую.
2.Ассирийскую–вавилонско-финикийско–халдейскую(древнесимитскую).
3.Китайскую.
4.Индийскую.
5.Иранскую.
6.Еврейскую.
7.Греческую.
8.Римскую
9.Аравийскую(новосемитскую).
10.Европейскую(Романо–германскую)
11.Славянскую.
Две цивилизации – перуанская и мексиканская – погибли на ранней стадии развития насильственной смертью.
Для Данилевского было особенно важно, что в мире и не может быть особых, привилегированных культурно – исторических типов, поскольку ни одна цивилизация не может создать «окончательные», универсальные формы общественного устройства.
Прогресс состоит не в том. Что –бы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поприще исторической деятельности человечества исходить во всех направлениях.
В современной геополитике утвердилось понимание цивилизации, весьма близкое к тому. Которое в свое время предложил Данилевский: цивилизации есть типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев – словом, в области культуры.
Заслуга Данилевского состоит не только в том. Что он ввел в геополитику понятие «цивилизация» в качестве единицы анализа, но и в том, что он сформулировал пять основных законов развития цивилизации, которые позволили подойти к пониманию основных геополитических закономерностей ее развития в пространства:
|
|
Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий,— составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политическою независимостью.
Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу
Таким образом, цивилизация – это живой организм, возникающий и развивающий в пространстве по некоторым законам. И особенно важно осознать, как происходит цивилизационное освоение пространства.
Данилевский открывает закон сохранения запаса исторических сил. Он проявляется в следующем:
В начале истории цивилизации в этнографический период ее развития, часто происходит так, что интенсивное освоение своего пространства цивилизация начинает лишь в некоторых частях, находящихся в особенно выгодных условиях или близких, непосредственных отношениях с народами, достигающими более высокого уровня культурного развития. В этой части цивилизации развиваются просвещение и науки, достигают высокого уровня политическая, культурная и религиозная жизнь.