Идеи В.П. Семенова-Тян-Шанского

1915 г "О могущественном территориальном владении применительно к России".

Разделял идеи Ратцеля, не принадлежал ни к панславянскому, ни к евразийскому

направлениям. Выделял три региона мирового господства: зона между экватором и

45 град. северной широты, и в ней 3 большие океанические бухты:

- в Европе: Средиземное и Черное моря.

- на Восток: Южно-китайское и Восточно-китайское моря, прилегающие Желтое и

Японское море.

- Карибское море с Мексиканским заливом.

Кто сможет подчинить себе 3 бухты, тот будет гегемоном мира. Возможна

коалиционная гегемония трех господ мира, если каждую из этих бухт подчинит 1

держава.

Выделил три исторически сложившихся системы контроля над пространством:

1. Кольцеобразная (сухопутные владения образуют кольцо, контролирующее

внутреннее морское пространство). Например, Римская империя, древняя Греция,

Швеция 17 века).

2. Клочкообразная (точечная). Подчинены стратегически важные точки по

береговым мнениям. Например, Британская империя.

3. Континентальная (контроль над сушей от моря до моря, от океана до океана).

Например, СССР, США.

Проблемы России:

1. Неравномерность освоения (колонизации) больших территорий, редко

населенные окраины, хорошо освоенный центр, нужно осуществить направленную

планомерную колонизацию, создать "колонизационные базы будущего":

- Урал.

- Туркестан с Семиречьем,

- Алтай

- Кругобайкалье.

Рекомендовал переместить экономический, политический центр России на Урал.

Он вырос на идеях Рацеля.Русское евразийство как первая российская геополитическая школа возникает в 20-х годах XX столетия в среде русских учёных, оказавшихся в эмиграции после Октябрьской революции в России. Главной идеей русского евразийства стала идея о России как особом мире, занимающем срединное положение между Западом и Востоком, между Европой и Азией.

22) Русское евразийство как первая российская геополитическая школа возникает в 20-х годах XX столетия в среде русских учёных, оказавшихся в эмиграции после Октябрьской революции в России. Главной идеей русского евразийства стала идея о России как особом мире, занимающем срединное положение между Западом и Востоком, между Европой и Азией.

Русским «евразийцем №1» явился князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), известный славист и компаративист, специалист в области культуры и языков народов Северного Кавказа, автор работы «Европа и человечество», в которой присутствуют основные принципы грядущей евразийской идеологии. Именно Трубецкой фактически создал евразийство, открыл главные силовые линии этой теории.

Наиболее ценной идеей князя Трубецкого, ставшей фундаментом всего евразийского мировоззрения является утверждение радикального дуализма цивилизаций, понимание всего исторического процесса как конкуренции двух альтернативных проектов: европейского и евразийского. Европейский проект получил выражение в тезисе о превосходстве романо-германской цивилизации над всем остальным миром. Евразийский проект реализуется в планетарной борьбе человечества против универсального планетарного Романо-германского ига.

30) Средства массовой информации, с одной стороны, могут оказывать существенную поддержку проводимой в данной стране политики, что, безусловно, можно определить как элемент геополитики. С другой же сто­роны, СМИ могут поддерживать, оживлять разного рода терри­ториальные представления и настроения, которые в силу этого получают распространение в широких слоях населения. Такая способность СМИ определяется тем, что они являются весьма эффективным средством формирования общественного мне­ния. И уже в силу этого они становятся нередко инструментом геополитических акторов: государств, церквей, неправитель­ственных организаций, ТНК и т.д. Распространение той или иной идеологии, что является также одной из задач СМИ, осу­ществляется при помощи газет, радио, телевидения, аудио- и видеокассет, дисков и сети Интернет.

В длительной перспективе СМИ являются прямыми участ­никами выработки разного рода геополитических представле­ний и пространственной практики. В режиме текущего времени они используются для пропаганды или оправдания проводимой в стране политики, объяснения необходимости и оправданно­сти того или иного политического выбора. И в этом случае они выступают как некое средство связи между участниками поли­тической жизни, с одной стороны, и населением — с другой.

Геополитическая роль СМИ особенно наглядно проявилась в последние годы. После крушения СССР и мировой социалис­тической системы в 1989 г. не без прямого участия СМИ прошла целая волна разного рода «бархатных» и «оранжевых» революций в ряде стран. Это проявилось в событиях конца 1980-х гг. в ГДР, Венгрии, Чехословакии, странах Прибалтики и в других странах Восточной Европы. В этих событиях значительную роль сыграло телеви­дение, которое не только наглядно демонстрировало недостат­ки и пороки той политической организации, которая была со­здана в бывших социалистических странах, но и наглядно пока­зывало преимущества другого, капиталистического строя. Не случайно в ряде стран принимались решения о запрете спутниковых телевизионных антенн (Румыния — до 1989 г., Афганистан — в период правления движения Талибан, Иран — со средины 1990-х гг., Китай — с 2006 г.).

Нужно сказать, что влияние СМИ является в большей мере политическим, чем геополитическим (в территориальном смысле этого термина). Однако, как это подтверждает примербывшей ГДР, СМИ активно содействовали эволюции геополи­тической ситуации в этой стране, утверждая в сознании немцев идею возрождения единой страны, восстановления территори­ального единства Германии на основе территориальных пред­ставлений населения двух Германий. В печати не раз звучали утверждения о том, что геноцид народа тутси в Руанде во мно­гом стал следствием пропаганды расизма СМИ на протяжении ряда лет до 1994 г., когда кровавая бойня состоялась.

 

34) В настоящий момент, при активном развитии военных, стратегических и экономических технологий, для России никакого иного, кроме как континентального суверенитета не может быть.В системе геополитических интересов России выделяются три уровня - глобальный, региональный и субрегиональный.

На глобальном уровне геополитические интересы России состоят: в утверждении континентализма, как системы мирового устройства, с формированием многополюсного мира; активном и полноправном участии России в создании такого мирового порядка; занятии Россией места в новом мироустройстве соответствующего ее геополитической роли, а также исторической, политической, экономической и интеллектуальной значимости, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям, причем не только современным, но и потенциальным.

На региональном уровне - в обеспечении стабильного международного окружения на основе поддержания добрососедских, партнерских отношений между Россией и другими государствами, поддержании политической и экономической стабильности в государствах по всему периметру границ России, продвижении и закреплении ее военно-политических и экономических позиций на международной арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества.

На субрегиональном уровне - в развитии всесторонних взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами и участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе, достижении согласия с ними о координации, как общей политики, так и конкретных действий по обеспечению взаимной безопасности.

Россия привержена континентальной модели мира, предполагающей многополюсный мир на основе формирования геополитической биполярности. Она отрицает мондиализм, как концепцию мироустройства.

Существо геополитической биполярности состоит в существовании и взаимодействии двух больших блоков стран - континентальных и морских, с выраженной множественностью полюсов силы внутри каждого из них.

Геополитической целью России до 2050 года является утверждение континентальной многополюсной модели устройства мира на основе формирования геополитической биполярности за счет создания евразийского континентального союза в противовес атлантическому. Это исключит мондиализм, как направление развития Цивилизации.

Эта цель достигается решением следующих основных геополитических задач:

1. Возрождение России, как континентального геополитического центра силы.

2. Формирование континентального блока стран, который был бы способен эффективно противостоять атлантическому блоку во всех сферах.

3. Дезорганизация атлантического блока настолько, чтобы он лишился наступательных возможностей против континентальной цивилизации.

В своем геополитическом развитии Россия, являясь самодостаточным государством, опирается преимущественно на собственные ресурсы. Это не исключает совместных действий с геополитическими союзниками России.

В своих действиях Россия руководствуется нормами Международного права, положениями Российской Конституции и других основополагающих правовых актов Российской Федерации.

Являясь ядром континентальной евразийской оси и великой мировой державой, Россия реализует действия по проведению и защите своих геополитических интересов в глобальном масштабе.

К числу основных сильных сторон западного атлантического блока относятся высокая организованность, доминирование в структурах международной власти, информационном и экономическом пространстве планеты. Их основные слабые стороны - отсутствие возможности осуществлять идеологическое управление основной массой населения планеты в силу необходимости скрывать истинные цели. Отличительные признаки применяемых методов и способов - высокоорганизованные, информационно-экономические методы как основные, действует преимущественно в правовом поле им самим созданном, с опорой на легальные структуры власти. Основной его геополитической стратегией является "петля анаконды", которая нацелена на "удушение" континентальной России за счет оттеснения ее от морских пространств с постепенным отсечением от нее окраин.

Основными сильными сторонами России и ее геополитических союзников пока остаются потенциальная возможность идеологического управления народом, его способность к самопожертвованию. Основные слабые стороны - низкий уровень организации и разобщенность континентального блока стран в целом, более слабые информационные и экономические возможности.

Геополитическая стратегия России должна включать два аспекта: консолидацию вокруг России евразийской геополитической оси с прорывами на отдельных направлениях через промежуточную геополитическую область (Rimland) к собственно геополитической области морской цивилизации для создания ей в этих областях угрозы и структурного расчленения атлантического блока.

Это определяет наименование настоящей стратегии "Стратегия локального глубокого прорыва".

В настоящее время слабым местом в структуре морской цивилизации является южное, где Россия, опираясь на дружественную ориентацию Ирака, Ирана и Индии, при неопределенности ситуации в Афганистане, имеет наивысшие возможности для выхода к внутренним областям морской цивилизации в Индийском океане.

В более отделенной перспективе основные усилия России будут сосредоточены на установлении глубоких дружеских отношении с Германией и Японией, с целью формирования большой евразийской геополитической оси Берлин-Москва-Токио.

Для проведения своей геополитической политики Россия использует все методы противоборства, которые могут быть сгруппированы в 4 основные группы: идейно-религиозные, информационно-технологические, экономические и военно-силовые.

В идейно-религиозной сфере должна быть разработана, принята и распространена в стране и за рубежом государственная идеология на основе геополитических идей, с опорой на традиционные для России общинные ценности (отраженные в концепциях православия, мусульманства и коммунизма, игравших роль государственной идеи или имевших широкое распространение на различных этапах существования нашей страны), при одновременном насаждении плюрализма в отношении других идеологий и религиозных систем, как основного механизма нейтрализации их деятельности (политическая концепция "Геополитического абсолютизма"). Это позволит сформировать идейную основу геополитической деятельности России, как внутри страны, так и на внешнеполитической арене.

В информационно-технологической сфере целью действий России должно стать завоевание превосходства в управлении в сочетании с опережением атлантического блока по отдельным наиболее важным научным направлениям, к числу которых относятся фундаментальная наука, информационные и космические технологии, а также системы оружия на новых физических принципах. В основу деятельности в этой сфере будет положена политическая концепция "Контролирующего внедрения", существо которой состоит в том, что внешняя научно-техническая политика России должна быть направлена на распространение таких технологий, которые позволили бы делать технологически зависимыми от нее другие страны, целенаправленно влиять через распространение технологической и научной информации на направленность научно-технологической деятельности иных государств, в сочетании с внедрением через глобальные компьютерные системы (Интернет) в системы управления стран атлантического блока с целью установления такого контроля над их деятельностью, который позволил бы нарушать при возникновении конфликта функционирование системы государственного и военного управления этих стран.

В экономической сфере в основу деятельности России в течении ближайших 15-20 лет может быть положена политическая концепция "Энергосырьевого шантажа с опорой на силовой баланс", существо которой состоит в повышении за счет экономических и политических мероприятий степени зависимости иных государств от России в энергетическом и сырьевом отношении с использованием в дальнейшем этой зависимости для оказания давления на политику этих стран, сдерживая их от применения военной силы за счет достижения военного паритета.

В военно-силовой сфере в основу деятельности России в ближайшие 10-15 лет должна быть положена концепция "Рассеянного противоборства с опорой на ядерное сдерживание", существо которой состоит в том, что проводя широкомасштабное информационное и экономическое противоборство, военно-силовые действия Россия допускает как вынужденную меру и осуществляет их с опорой, в основном, на силы специальных операций и местные дружественные России военизированные формирования, допуская ограниченное использование своих сил общего назначения из состава Вооруженных Сил для ведения конфликтов низкой интенсивности (масштаба вооруженный конфликт - локальная война). Сдерживание от увеличения масштаба конфликтов осуществляется угрозой применения ядерного оружия.

35) Военно-политическая мощь Западной Европы исключительно слаба. Если Европейский Союз является одним из мировых экономических центров силы, сопоставимым с США, то в военном отношении Западная Европа значительно уступает своему атлантическому союзнику. В Североатлантическом военном блоке (НАТО) ядерный потенциал Западной Европы в десять раз меньше американского. Поэтому, чтобы стать мировым геополитическим игроком в противовес США, Западная Европа должна выбирать между расходами на продвижение на восток и увеличением военных статей бюджета. Однако к наращиванию военной мощи в Европе нет единства. Англия, наиболее преданная союзница США, выступает против усиления военной мощи континентальной Европы. По мнению английских политиков, это автоматически означает увеличение военной мощи Германии со всеми возможными историческими аналогиями. В Западной Европе объединенная Германия стала наиболее крупным государством и экономическим лидером Европейского Союза. В Германии популярна великая геополитическая идея Бисмарка об особых отношениях с Россией. Франция исповедует геополитику «Большой Европы», дистанцированной от Америки. Великобритания, наоборот, исходит из особых партнерских отношений с Америкой и критически относится к продвижению ЕС на Восток.

После Второй мировой войны США оказали политическую, военную и экономическую поддержку Западной Европе. В результате покровительства Америка сделала своих стратегических союзников зависимыми от военной мощи США. Американский политолог Бжезинский вынес следующий приговор Европе: «Горький факт заключается в том, что Западная Европа, а также все больше и больше и Центральная Европа остаются в значительной степени американским протекторатом, при этом союзные государства напоминают древних вассалов и подчиненных. Такое положение не является нормальным как для Америки, так и для европейских государств».

36) Геополитическая стратегия Японии:

Своим основным союзником Япония по-прежнему считает Соединенные Штаты Америки. Япония остается протекторатом США. Она связана с США договором об обороне, на ее территории расположены американские войска (остров Окинава).

Основой геостратегии Японии является концепция строительства «дуги свободы и процветания» по внешнему периметру евразийского материка, включающей различные регионы от Австралии, Индии, Центральной Азии до Восточной Европы и Балтийского моря.

Япония стремится к тому, чтобы ее отношения с Китаем развивались подконтрольными ей темпами. Обеспокоенная тем, что Южная Корея превращается в экономического соперника, Япония стремится поддерживать собственное влияние на Корейском полуострове.

Разрешение территориальной проблемы и заключение мирного договора с Россией. Япония стремится вернуть себе Северные территории, которые в настоящее время принадлежат России. Япония настаивает на своем суверенитете в отношении четырех островов (Хабомаи, Шикотан, Итуруп, Кунашир).

Высшее руководство Японии открыто стремится к формированию самодостаточных вооруженных сил, законодательному закреплению права японской армии участвовать совместно с США в военных операциях в любой точке мира, созданию государственного органа разведки наподобие ЦРУ и намерено это сделать в ближайшие 6 лет

В случае расширения состава постоянных членов Совета Безопасности ООН Япония намерена обрести такой статус. Но статус постоянного члена Совбеза подразумевает выполнение всех необходимых обязательств, то есть более активное участие в международных военных операциях, а это фактически невозможно, если основной закон страны предусматривает только оборонную доктрину. Таким образом, важным условием достижения этой цели является реформирование военной доктрины.

 

37) Основная геополитическая цель Китая на ближайшее будущее — стать лидером в Восточной Азии. На протяжении двух тысячелетий Китай являлся исключительной силой в Восточной Азии

Китай, подобно России, активно и настойчиво отстаивает идею многополярного мира и готовит себя к роли одного из центров будущего многополярного мира. Китай действует весьма стремительно и последовательно, ставя во главу угла свои национальные интересы. Геополитика Китая независимая и прагматичная. Китай уже бросает вызов интересам и позициям США в Восточной Азии.

Стремление обрести влияние в Центральной Азии, прежде всего, с помощью Шанхайской организации сотрудничества, ключевым игроком которой является Китай.

Помешать соседям (Россия, Япония, Индия) объединяться против него; особенно тревожит Пекин альянс между Японией и США, который сейчас по инициативе США трансформируется в альянс США, Японии и Австралии.

Стремление приобрести больший авторитет и влияние в «развивающемся мире». Китай всегда позиционировал себя как защитника угнетенных афро-азиатских и латиноамериканских народов, как часть третьего мира. Китаю геополитически выгодно формально оставаться частью «развивающегося мира», ибо при переходе в «золотой миллиард» органическая связь между ним и странами Юга может разрушиться. Данный идеологический императив, усиленный нынешними китайскими возможностями, остается средством глобального влияния нынешнего Китая. Китай открыто объявил о своем намерении сделать Африку зоной своего влияния.

Логика геополитики Китая проста: Пекин берется опекать (борьба с бедностью, помощь в развитии) любые режимы, не навязывая модели политического устройства и не настаивая на соблюдении прав человека, а в обмен требует только одного – гарантированных поставок ресурсов для своей растущей экономики. В итоге на сторону Пекина переходят страны или целые регионы, с которыми в силу идеологических или каких-либо иных причин не хочет разговаривать Запад.

38) Сегодня в геополитической науке утвердилось понятие "развивающиеся страны". К ним принято относить государства Южной Азии, Африки и Латинской Америки, освободившиеся от колониального и полуколониального господства. Эти страны предпринимают самые отчаянные усилия для того, чтобы преодолеть свою экономическую и финансовую зависимость от развитых стран.

Стремление по консолидации усилий развивающихся стран было осуществлено через создание в 1961 году самого крупного и достаточно авторитетного, прежде всего в силу членства в ООН, межгосударственного объединения — Движения Неприсоединения (ДН).В этом движении выступили лидерами Индия, Югославия и Куба. Движение Неприсоединения зародилось в условиях "холодной войны".

Главными условиями улучшения своих геополитических позиций в мире ДН видит в совершенствовании деятельности ООН. Чтобы добиться большего влияния на ООН, развивающиеся страны предлагают различные варианты. К ним относятся:

 

— увеличить рост постоянных членов Совета Безопасности ООН за счёт развивающихся государств: Индии, Бразилии, Нигерии;

— настаивают на введении принципа большинства при решении наиболее важных мировых проблем или, по крайней мере, учёта пропорционального влияния стран Севера и Юга;

— предлагают отменить право "вето" за постоянными членами Совета Безопасности, так в этом эти государства видят закрепление неравенства среди стран мира;

— придать Генеральной Ассамблеи ООН больше полномочий по отношению к СБ (Ассамблея — мировой парламент, СБ — правительство).

Но сегодня реализовать сформулированные требования, а главное их выполнить, достаточно трудно в силу внутренних противоречий. Например, существует противостояние Индии и Пакистана.

Однако эти противоречии не помешали тому, что в 70-х гг. XX века страны третьего мира добились принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации об установлении равноправия и Хартии экономических прав и обязанностей государств, которые предусматривали ликвидацию неравноправия в торговле, в валютной системе, а также предоставление экономической помощи слабым странам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: