НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА
Кафедра истории, регионоведения и журналистики
Кожухарь Алёна Анатольевна
«Особенности итоговых аналитических телепрограмм на 5 канале (на материалах информационно-аналитической программы «главное» с Никой Стрижак)»
Выпускная квалификационная работа
Направление подготовки: 42.03.02 – Журналистика
Степень: Бакалавр журналистики
Нижний Новгород
Работа выполнена на кафедре истории, регионоведения и журналистики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова.
Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент кафедры истории, регионоведения и журналистики Якименко А.А.
Работа допускается к защите
Заведующий кафедрой
«____» _______________ 2017 года к.и.н., доцент М.П.Самойлова
Защита состоится «____» _____________2017 года
Оценка защиты выпускной квалификационной работы
Государственной аттестационной комиссией «___________________»
|
|
Председатель ГАК ___________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
1.1 Специфика телевидения как СМИ……………………………………………7
1.2 Особенности становления информационно-аналитических жанров на российском телевидении в контексте исторического развития отечественных СМИ…………………………………………………………..8
1.3 Формирование современных типов информационно-аналитических программ. Структурная организация аналитических жанров на телевидении......................................................................................................18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ГЛАВНОЕ» С НИКОЙ СТРИЖАК НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «ПЯТНЫЙ »
2.1. История телеканала «Пятый»………………………………………………29
2.2 Структура сайта телеканала «Пятый» и страницы информационно-аналитического шоу «Главное» с Никой Стрижак……………………..….…..32
2.3. Жанровое своеобразие и особенности тематики информационно-аналитической программы «Главное» с Никой Стрижак…………………..…36
2.3.1. Анализ выпуска Итоги недели 16 по 22 мая 2016 года…......................39
2.3.2. Анализ выпуска Итоги недели с 29 августа по 4 сентября 2016 год.49
2.3.3. Анализ выпуска Итоги недели с 23 по 29 января 2017 года……....…64
2.4. Ведущие: критерии профессионализма…………………...……………….81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………...88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………91
Введение
Несмотря на рост популярности интернет-СМИ, телевидение на сегодняшний день всё ещё остаётся одним из самых популярных средств массовой информации. Подобная распространённость телевещания напрямую связана с основными характерными телевидению свойствами: массовостью и зрелищностью. В некоторых регионах, телевидение, по ряду причин, является наиболее важным источником местной информации и призвано служить не только рупором местных административных структур, но и основным источником формирования общественного мнения.
|
|
В наши дни российское телевидение характеризуется вариативностью телетрансляций, различными формами и типами телевещания, и финансовой принадлежностью. С развитием информационных технологий в сферу средств массовых коммуникаций и в процессе демократизации отношений в обществе, меняются не только формы, но и функции телевещания. Так, сегодня средства массовой информации играют значительную роль в процессе демократизации общества и оказывают существенное влияние на формирование общественно-политического мировоззрения социума. Именно с этими процессами связано развитие в последнее время на телевидении такого жанра как аналитика.
Принимая непосредственное участие в процессе формирования информационного общества, аналитическая журналистика делает информацию общедоступной. Являясь сферой гражданского общества, аналитическая журналистика требует от аудитории участия в дискуссиях и принятии решений, выдвигает на обсуждения общественно значимые вопросы и проблемы: журналисты всё чаще берутся интерпретировать факты, подталкивая аудиторию анализировать их точку зрения и самим делать выводы. Именно поэтому аналитическая журналистика является образцом качественной прессы: детальное сопоставление различных фактов компетентными экспертами и квалифицированными журналистами, которые предоставляют развёрнутый комментарий по той или иной проблеме и дают прогнозы дальнейших событий.
Актуальность данной темы заключается в том, что именно информационно-аналитические передачи на телевидении являются наиболее влиятельным инструментом для формирования идейно-политического фона страны.Находясь на первом и важнейшем уровне информационной системы, телевидение влияеткак на социум в целом, так и на жизнь отдельного индивидуума, тем самым оказывая воздействие и непосредственное влияние на формирование российского информационного пространства. В связи с намеченной целью телевидения формирования общественного мнениявозникает объективная необходимость детального научного изучения, рассмотрения и исследования итоговых информационно-аналитических программ: анализа закономерностей их функционирования, типологии, способов воздействия на зрителя.
Целью данной работы является выявление типологии и характеристика особенностей современных информационно-аналитических передач на российском телевидении на примере итоговой еженедельной информационно-аналитической программы «Главное» с Никой Стрижак на «Пятом» канале.
Реализация цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть особенности телевещательного процесса как средства массовой информации;
- рассмотреть телевизионные информационно-аналитические программы в различные исторические периоды, выявить особенности их становления и развития;
- определить типообразующие черты, влияющие на формирование типа информационно-аналитической программы;
- выявить основные характерные черты аналитических жанров на российском телевидении;
- обозначить основные функции информационно-аналитических передач;
- выявить ключевые структурные компоненты информационно-аналитических программ и дать им характеристику;
- выявить функцию ведущего информационно-аналитической программы и дать характеристику его профессиональных качеств;
|
|
- изучить историю и особенности развития и вещания телеканала «Пятый»;
- изучить биографию ведущего информационно-аналитической программы «Главное» на телеканале «Пятый»;
- проанализировать информационно-аналитическую передачу «Главное» с Никой Стрижак на телеканале «Пятый» и выявить её характерные особенности согласно критериям информационно-аналитической передачи, на телевидении;
- дать оценку и характеристику имиджа и стиля ведущей Ники Стрижак согласно критериям профессионализма.
Объектом исследования является история, типология и особенности информационно-аналитической передачи на российском телевидении. Предмет исследования –еженедельная итоговая информационно-аналитическая программа «Главное» с Никой Стрижак на телеканале «Пятый».
Научная новизна исследования заключается в том, что рассматриваемая нами программа еще не стала объектом внимания ученых.
Методологической основой служат фундаментальные положения по теории и истории журналистики, исследования теоретиков информационно-аналитической передачи, выявившие её особенностей. Изучениетеоретической основы, классификации, сопоставление, описание и анализ использовались как основные методы научного рассмотрения информационно-аналитической программу «Главное» с Никой Стрижак на телеканале «Пятый».
Структурно ВКР состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованных источников и литературы, включающего 34 позиции.
Глава 1.Особенности информационно-аналитических передач на телевидении
Специфика телевидения какСМИ
Телевидение, как средство массовой информации, является наиболее массовым из всех разновидностей СМИ. Оно охватывает практически все слои населения, в том числе и те, которые остаются за пределами влияния других СМИ. Данная способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.
Во-первых, эта особенность проявляется в способности электромагнитных колебаний, которые несут телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства, на что непосредственно оказало влияние открытие и внедрение спутникового телевидения, которое помогло еще больше усилить позиции телевидения в системе средств массовой информации и расширить охват аудитории.
|
|
Во-вторых, специфика телевидения, в отличие от радиовещания, проявляется в его экранности[1]. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для широкой аудитории. В отличие от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной (визуальной). Такой звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливает персонификацию[2] информации. Телевидение чаще всего подразумевает личностные контакты ведущего (или автора) и участников передачи с аудиторией. Персонификация телевизионной информации с давнего времени утвердилась в системе СМИ не только как принцип вещания, но и как существенное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.
В-третьих, телевидение обладает способностью сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является уникальным свойством телевидения.
Несмотря на непостоянное присутствие симультантности в телевизионных передачах, она имеет большое значение в психологии зрительского восприятия: является напоминанием о достоверности действия экранных событий. Именно симультантность создаёт эффект присутствия зрителя на месте событий, придает документальность, реалистичность и обеспечивает уникальность информационной задачи телевидения как одной из разновидностей СМИ.
От перечисленных выше специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевещания. Эти особенности в ходе своего развития и технического совершенствования заняли особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие подобных возможностей определяет и другие современные телевизионные функции