Анализ выпуска 16 по 22 мая 2016 года

Данный выпуск программы освещает события, произошедшие с 16 по 22 мая 2016 года и содержит 7 сюжетов: «Глобальный союз», «Пристроить Билла», «Бунт Венеции», «Коктейль» Родченкова, «Под контролем президента», «Закон не писан». Хронометраж программы –1 час 30 минут (без учёта рекламы). Следует отметить, что этот признак не постоянный: в зависимости от объёма анализируемой информации общая протяжённость выпуска может варьироваться от 1 часа 20 минут до 1 часа 45 минут. В данной программе встретились аналитические сюжеты различных жанров – репортаж, расследование, комментарий, обозрение, которые включали в себя элементы интервью, инфографику, документальное подтверждение и т.п. Отличительной чертой исследуемой информационно-аналитической программы можно считать авторский комментарий Ники Стрижак к каждому сюжету программы, в котором она высказывает своё мнение по теме следующего сюжета. Если рассматривать композицию программы, то следует отметить, что в своей структуре программа располагает сюжеты не по классической цепочке (политика – экономика – социальная жизнь), а по хронологическим рамкам того события, к которому привязан сюжет.

Информационно-аналитическая программа «Главное» с Никой Стрижак начинается с традиционной заставки с джинглом, которая длится 15 секунд, после которой следует всегда одинаковый вступительный текст, где Ника Стрижак представляет название программы и её задачу: «Мы обсуждаем то, что важно знать в подробностях, и к чему необходим компетентный комментарий», тем самым уже с первых строк позиционируя себя как информационно-аналитическую программу. Зачем следует подробный анонс всех сюжетов, входящих в программу с описанием их проблематики. Освещение сюжетов программы длится с 30 секунды до 3 минуты 10 секунды.

Выпуск от 22 мая начинается с авторского комментария Ники Стрижак о трагедии 19 мая (четверг), где одна из причин крушения самолёта компании EgyptAir, который летел из Парижа в Каир, на борту которого находилось 56 пассажиров и экипаж корабля. В начале комментария ведущая даёт краткую характеристику маршрута самолёта, его пассажирской наполненности, последнего выхода на связь экипажа самолёта, сроках поисковой операции. Затем, опираясь на мнение экспертов, Ника Стрижак говорит о невозможности технической неисправности, приводя при этом свои доводы и аргументы. Ведущая задаёт наболевшие вопросы, ответы на которые до сих пор остаются неясными. При этом авторский комментарий дополняется изобразительным радом самолётов, фотографиями пилотов, фонами работы аэропортов, комментариями представителей властей (министр гражданской авиации Египта). В подобном комментарии фактологический ряд тесно связан с авторской позицией, давая не объективность новости, а именно, авторское мнение по поводу данной ситуации, выражающееся не только в аргументации своих мыслей, но и в интонации произнесённого текста. Авторский комментарий длится с 3минуты 10секунды до 5минуты 45 секунды.

Первым сюжетом в программе является «Глобальный союз» - материал о саммите Россия – АСЕАН, который прошёл на текущей неделе. Перед показом сюжета ведущая программы опять вводит зрителей в курс дела, давая отрывки информации о влиянии восточных стран на мировую экономику, отношениях России со странами Азии, задаёт вопрос о будущем устанавливаемых связей между этими регионами: «В последние годы в силу разных причин наши отношения были не так активны. Нынешний большой сбор в Сочи стал первым за шесть лет. Но сегодня есть большой взаимный интерес и желание не только вернуться к прежним объемам - и в контактах, и в торговле - но и нарастить сотрудничество.Так ждет ли нас время новых возможностей?» Ответом на этот вопрос должен послужить сюжет политического обозревателя Виталия Воронина. Авторский комментарий перед сюжетом длился 1 минуту.

Сюжет Виталия Воронина «Глобальный союз» начинается с изобразительным рядом места проведения саммита Россия – АСЕАН, города Сочи. Журналист начинает своё повествование с новых достопримечательностей города, отношения к нему иностранных высоких гостей и отрывка из выступления президента Российской Федерации В.В. Путин на открытии саммита. После этого Виталий Воронин даёт характеристику обозначения аббревиатуры АСЕАН, используя при этом инфографику, которая безусловно смотрится лаконично, но тем не менее зрелищно. Сюжет соответствует информационно-аналитическому жанру.Журналист рассказывает об исторических фактах развития отношений с восточными странами, о преимуществах подписанных на саммите договоров и их недостатков: «Это действительно новое в отношениях России и Юго-Восточной Азии, вокруг Москвы объединились экономики еще четырех государств: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. В Сочи лидерам АСЕАН было сделано по-настоящему деловое предложение — установить зону свободной торговли со всем Евразийским союзом.[…]Инвесторы из юго-восточной Азии готовы вкладываться в Российскую экономику. На саммите стало известно, что только одна из частных компаний Таиланда подписала меморандум о строительстве в Рязанской области молочной фермы за 1 миллиард долларов. Это производство станет одним из самых масштабных в стране. И таких сделок – десятки. Виталий Воронин приводит к обеим сторонам комментарии различных высокопоставленных лиц, таких как ИсараВонгкусолкит, председатель торгово-промышленной палаты Таиланда,Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ,ТхонглунСисулит, премьер-министр Лаоса. Другими словами, журналист даёт полный анализ практически всем аспектам прошедшего события (историческим, экономическим и политическим. Сюжет длится 7 минут 55 секунд.

Далее Ника Стрижак произносит подводку с следующему сюжету, который так же имеет политический повод. Комментируя информационный повод следующего сюжет, ведущая как будто связывает эти два материала, из-за чего возникает впечатление целостности всей информационно-аналитической программы. Ещё одной особенностью программы является то, что после комментария ведущей в эфир запускается часть сюжета с отрывком выступления видного деятеля из сюжета, на слова которого Ника Стрижак даёт ответное мнение, так же умело аргументируя, пользуясь своим большим багажом знаний: «Черногория стала 29 членом НАТО. И если для альянса не очень заметен приход такого маленького бойца, то самой Черногории придется внести новую строку расходов в свой и без того некрепкий бюджет. Впрочем, премьер был полон праздничного настроения:Мило Джуканович, премьер-министр Черногории: «Власти Черногории продолжат реформы для того, чтобы подготовить общество к жизни в общей семье европейских стран в XXI веке».Общество подготовить действительно надо. И объясниться с ним. Ведь договориться с ним власти страны так и не удосужились.»

Сюжет «Уничтожение Черногории» специального корреспондента Натальи Бандуриной начинается с новым законом, принятым в Черногории о вступлении в НАТО, против которого, по словам журналистки, о выступает большая часть населения Черногории. Журналист приводит исторические факты, говоря о том, что НАТО в недавнем историческом прошлом обрушила свою военную мощь на Черногорию, разбомбив основные промышленные и жилые комплексы страны, при этом оправдав свои действия тем, что случилась непоправимая ошибка: «Потом причиной трагедии назовут ошибку пилота. По такой же якобы «ошибке», к слову, уничтожена и текстильная фабрика в поселке. О той бомбардировке сейчас напоминают обелиски с фотографиями погибших, которых слишком много для такого маленького села.» Для своего сюжета Наталья Бандурина берёт комментарии у очевидцев тех ужасных исторических событий, у экспертов в области политики, которые выступают против сближения с НАТО, у пострадавшего от рук власти журналиста и руководителя местной редакции, которые вышли на демонстрацию против принятия закона: «Джуканвич в свое время контролировал всю контрабанду сигарет, по этому факту заведено ряд судебных дел в Швейцарии и Германии. Чтобы оставаться на свободе, он должен был выполнять все задания Вашингтона. А в интервью Жака Ширака, это не мои выдумки, вообще говорится о том, что Джуканович лично приезжал в Вашингтон и отдавал команду на бомбардировку Югославии. Ну а конечная цель НАТО - руками Джукановича свести счеты с Россией. Так Черногория автоматически будет противопоставлена России». Весь сюжет, своими архивными съёмками, изобразительным рядом, логикой мысли подводит зрителя к вводу, что главной причиной сближения НАТО с Черногорией является приближение военных баз к территории Российской Федерации. Как мы видим, с одной стороны мыслительный процесс журналиста вполне понятен и ясен, в другой стороны, Наталья Бандурина представила в своем сюжете только одну сторону конфликта, даже не опрашивая другую, а лишь вбирая отдельные части выступления оппозиции из архивов. Такой приём часто используется на российском телевидении, позволяя нам сказать, что подобные материалы несут полуаналитический, а по большей части пропагандистский характер, изображая страны Западной Европы и США как всемирное зло, стремящееся изо всех сил сокрушить Россию. Такой подход мы считаем не объективным. Хронометраж сюжета 7 минут 25 секунд.

Третьим является сюжет Нины Вишнёвой «Пристроить Билла» о борьбе за место в овальном кабинете. Следует отметить, что до сюжета, по традиции, Ника Стрижак произносит свой авторский комментарий. В этот раз ведущая не стесняется выражать своё отношение в бывшему президенту США и его супруге, которая учувствует в предвыборной гонке, пообещала своему супругу место экономиста в белом доме. В своём комментарии Ника Стрижак не скупится на сравнения, аллегории и язвительные замечания в адрес политических деятелей: «Впрочем, за Клинтонов переживать не стоит. За 40 лет брака они сделали из политики крепкий семейный бизнес. Но война компроматов в разгаре. И на свет вылезает то, о чем оба предпочли бы умолчать. Деньги. Большие деньги. Гонорары и благотворительный семейный фонд с сильным лоббистским душком. Впрочем, как отмечает «Тайм», обвинения в нечистоплотности преследовали Клинтонов на протяжении десятилетий, но они всегда умудрялись выходить сухими из воды.».

Сам сюжет содержит историографию восхождения на пост президента Билла Клинтона и содействие в этом его супруги Хиллари, критические заметки по итогам его президентского поста, обращаясь за помощью к экспертам-оппозиционерам. Журналист проводит своеобразное расследование финансовой составляющей политической деятельности Клинтонов, анализируя документы, добывая информацию из архивов, обращаясь к экспертам, делая прогнозы о «двух клинтонах по цене одного», стараясь разоблачить «мошенников» и объяснить причины, почему супружеская пара не должна выиграть президентскую гонку: «Пристроить родственника на работу – это у них семейное. Хиллари сама хотела получить пост руководителя аппарата Белого Дома при муже-президенте – не одобрил Конгресс. Чем заниматься Первому Джентльмену, а видимо так, вопреки поведению, будут называть Билла, не очень понятно. Ну, кроме обещанной экономики. Такая функция пока нигде не значится. Кстати, роль Первой женщины Америки тоже дописывали по ходу пьесы. Процесс зарождения американского государства отцы-основатели интересным образом смогли проделать без «матерей». Традиционно леди всех себя бросают на борьбу – кто за права угнетенных меньшинств, кто за окружающую среду и хорошее образование, кто против ожирения. Хиллари Клинтон по мелочам не разменивалась. Без ее ведома Билл ни одного билла не подписал.».

Четвёртым является сюжет «Бунт Венеции» Анатолия Майорова, к котором анализирует изменение решения венецианского правительства о признании республики Крым частью Российской территории. Ника Стрижак задаёт вопрос: почему такое признание произошло именно сейчас, а не 2 года назад? Почему европейская провинция высказала своё мнение, и не просто так, а через суд? В начале сюжета Анатолий Майоров рассказывает о значимости венецианского народа в истории Европы, что именно отсюда пошло излечение чумы: «Но именно венецианцы в разгар страшнейшей эпидемии решили строить храм. Базилику Святой Марии Исцеляющей — как только в основание собора были забиты сваи, чума стала отступать. И именно с лагуны началось исцеление всей Западной Европы.». Затем журналист умело сравнивает чуму с «санкционным вирусом» против которого снова выступает Венеция, общаясь с экспертами и доказывая, что санкционные действия против России губительно сказываются на экономике Венеции и всей Европы в целом, посчитывая экономические убытки, обращаясь к статистике, анализируя рынок сбыта: «На седьмом десятке лет синьор Джанфранко вынужден вкалывать на родной плантации за себя и за того уволенного парня. Сам себе и тракторист, и землекоп, и бухгалтер с секретаршей. Но не это главная проблема. Ухаживая за фруктовым садом, который давал несколько десятков тысяч евро чистой прибыли до санкционной эпидемии, фермер понимает, что в этом году все его труды опять могут пойти на корм червям. Сад засадили сортом «Грэни» - специально под российский рынок. А потом Европа ввела санкции, на которые Россия логично ответила эмбарго. Тот редкий случай, когда интервью не нуждается в переводе с итальянского.» Автор подводит к мысли, что каждый народ имеет право на самоопределение, тем самым проводя параллели между крымским народом и венецианским: «Романтика, с которой зрелые борцы за независимость рассуждают о новых временах, больше не кажется такой наивной. Пока они поднимают тост за несуществующую и неугодную ЕС республику, в двух кварталах от конспиративной квартиры активистов члены официального совета региона Венето первыми в Европе признают неугодный Евросоюзу российский Крым. И даже если шутка СтефаноВальдегамбери окажется пророческой, механизм все-таки запущен. Как и несколько веков назад, Венеция готова научить Европу как справиться с чумой. Правда, теперь под карантин попадают решения руководителей Европейского Союза. Если в свете последних событий все еще актуально определение «союз».» Длительность сюжета 11минут 6 секунд.

Следующий сюжет «Коктейль Родченкова» Дмитрия Пищухина рассказывает о заявлении ВАДА о допинге российских спортсменов и реакции Г.Родченкова, руководителя московской допинг-лаборатории, который подал в отставку сразу же после объявления результатов, прокомментировав это небывалой истории о подмене допинга в лаборатории через дырку в стене. На протяжении всего сюжета журналист постепенно узнает факты из карьерного рота и жизни обвиняемого им бывшего руководителя, который уехал жить в Америку, общаясь со спортсменами, которые подверглись санкциям из-за подобного заявления, демонстрируя свои аргументы экспериментом, изобразительным рядом, моделированием и т.д., выявляя причинно-следственные связи такого ажиотажа вокруг данного скандала и прогнозируя дальнейшее развитие событий. Журналист представляет комментарии компетентных личностей: Андрей Митьков, руководитель спортивного агентства, Дмитрий Носов, депутат Госдумы РФ, заслуженный мастер спорта РФ,Григорий Родченков, директор ФГУП «Антидопинговый центр» 2006-2015 гг., Андрей Звонков, врач сборной России по лыжному двоеборью 2011-2013 гг. В сюжете представлены как выдержки из документов и статей, документальные кадры и кадры из досье, так и постановочные сцены, 3d моделирование, клипарт мультипликации. Длительность сюжета 11 минут 15 секунд.

Шестой по счёту сюжет «Под контролем президента» Анны Воропай, в котором журналистка проводит анализ деятельности кабинета министров и всех чиновников государственного аппарата, которые на этой неделе отчитались по «исполнению майских указов». Журналистка проводит своё расследование, котором выясняется, что чиновники исполняют указы лишь формально, однако жить в тех условиях что они создают невозможно, как в том доме, что был построен, но через полгода уже стал непригоден для жилья: «Конечно, тогда, 4 года назад никто и подумать не мог, что нас окружат санкциями, что вырастет валюта, а нефть уйдёт в крутое пике. Но майские указы — не просто план. Это обещание, которое дано людям. Поэтому и спрос с чиновников здесь особый. Строгий. И результат важен не на бумаге — в цифрах и графиках, а на деле — что построено и что уже работает. Вот и сейчас: отчитались за 88 процентов сделанного. А на деле оказалось меньше. С каких пор министры математику забыли». Журналистка эмоционально сопереживает героям сюжета, встаёт на их сторону и защиту, при этом не забывая анализировать ситуацию. Общаясь с экспертами, используя материалы архива и съемок с созыва кабинета министров, журналист строит прогнозы, рассказывает о будущих социальных программах и их условиях, беседует с обманутыми гражданами, которые ждут своего жилья уже 13 лет и которые не могут получить компенсацию через страховое агентство: «От недостроя не спрятаться, не скрыться - новая квартира Виктора по иронии оказалась рядом с чьей-то такой же заброшенной стройкой. И на свое первое жилье он до сих пор смотрит через такой же ржавый забор. В ту самую двушку, ради покупки которой было продано все что можно, переехать не удается уже 13 лет. Нет ни жилья, ни компенсации – хорошо написанный на бумаге закон про страховые выплаты в реальности не работает». Сюжет имеет кольцевую композицию, от кабинета министров к жизни простых граждан и наоборот, тем самым журналист обозревает несколько проблем социальной сферы и её реальные способы решения. Сюжет длится 9 минут 18 секунд.

И, наконец, последний сюжет «Закон не писан» Виктора Черногуза, вызванный неожиданным информационным поводом: назначением на пост генерального директора Украины Юрия Луценко, в обход всем писаны и неписаным законам: «В крови сына Луценко нашли 3 промилле алкоголя, без малого смертельная доза. Сам министр благодаря диппаспорту анализов избежал. Казалось бы, позорная отставка, но нет, уже через пару дней Луценко весело смеялся на настоящем комедийном шоу, рассказывая о собственных приключениях. […] Человек без соответствующего образования, все знакомство которого с уголовным процессом ограничивается несколькими годами колонии. Такого пренебрежения сложившейся юридической практикой не позволяют себе даже откровенно дикторские режимы. Но, видимо, в случае с Луценко соображения политической целесообразности оказались важнее здравого смысла. Все потому, что генеральный прокурор должность стратегически важная. Только он имеет право ходатайствовать о лишении депутатской неприкосновенности: самый мощный рычаг влияния на парламент.» Журналист анализирует пути достижения высокопоставленной должности, расследует пути растраты бюджетных средств, выискивает через какие связи Юрий Луценко обеспечил себе должность. На протяжении сюжета настрой подаваемой информации постоянно меняется от иронического, язвительного, до серьёзного и накаливающего. В конечно счёте в итоговом продукте мы видим ещё одну ироничную анти-биографию.

Сразу же после завершения 7го сюжета, Ника Стрижак Произносит финальное слово, говорят о том, когда можно будет посмотреть следующий выпуск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: